Если в семье появляется ребёнок с трудностями в речевом плане, то для каждой мамы особо актуальнывопросы по общению, устранению данных трудностей у малыша.

Мы, логопеды, часто сталкиваемся с ситуацией, когда в семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии,ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания.Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться,стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится.

Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день.Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.

Необходимость общения возникает не только дома, но иво время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Когда же этогоне происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается.Поэтому такиеситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения.А если до этого с ребенком «играли в поддавки», обще­ние с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.

В случае, когда речь идет о развитии неговорящего (безречевого) ребенка, которыйеще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенкав семье был единый подход.Главным советчиком в данном направлении выступает учитель - логопед,который объясняет, как именно следует вести себя с ребенком, что и когда говорить, как задавать вопросы, какие требования предъявлять на разных этапах его речевого развития. Необходимо научиться правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой — создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Остановимся на некоторых моментах:

1.  Разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;

2.  Для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация — в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

3.  Близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

В книгеЕ.Янушко«Помогите малышу заговорить!», откуда взяты приводимые ниже приемы и методические рекомендации, описываются подробнееэти моменты в работе, общении с безречевыми детьми.

Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых:

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобыречь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова; употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, дожить вместо класть) и т.д.

Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлятьошибки.У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно,поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи — силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.

На что следует обратить внимание при общении с безречевым ребёнком:

·  речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

·  слова должны произноситься четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

·  взрослый должен говорить простыми короткими фразами из 2-4 слов;

·  одни и те же слова, словосочетания и предложения (речевой материал, необходимый для домашнего закрепления) взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

·  взрослый использует в речи различные интонации, различную силуголоса, меняет темп речи, делает паузы.

Постепенно в ходеспециальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять и требования к речи ребенка.

Требования должны соответствоватьуровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, такизанижать их.Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает).

В случае, когда удается организовать специальные логопедические занятия с малышом, мы, логопеды,объясняемродителям, как лучше и продуктивнее общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития. Только вместе со специалистами:учителем – логопедом, неврологомможноотследитьдинамику развития речи ребенка, и выстроить дальнейшую тактику обучения и развития.

Учитель – логопед МБДОУ №227 Бойко Наталья Владимировна

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 123 гостя и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.