Наши группы

Страничка Ахметвалеевой А.Ф.

 

 

 

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей ребенка».

Подготовила:  воспитатель МБДОУ №311 Ахметвалеева А.Ф.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Поэтому сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается нечто новое. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые   со временем затухают. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Нужно  как можно полнее использовать их. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Недаром мы говорим, что дети – большие выдумщики и фантазеры. Этот возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.                                                                                                Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:

  • ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
  • родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны;
  • творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
  • внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе;
  • эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
  • у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
  • мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Существует множество различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие творческого потенциала детей.

Окружающий мир. Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки  ведут разговор об окружающем. Ребенок, умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное, и у него возникает желание отобразить это в своих рисунках, поделках. Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.

Развивающие игры и игрушки. Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу. 

Игры на развитие творческих способностей. Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.                                                             

Вот несколько игр по возрасту.

3 года

  • «Какая игрушка»
  • « Угадай, кого загадали» (несколько игрушек, описать вид или местоположение)
  • «Сложи картинку»
  • « Что плавает, что тонет?»
  • «Камушки на берегу» (волшебник заколдовал и превратил в камушки то, что было на берегу. Чтобы расколдовать, надо догадаться, что здесь было. После ответов выбрать один из вариантов и дорисовать камушек)

4-5 лет

  • «На что похоже?»
  • «Волшебная мозаика»
  • «Поможем художнику» (Дорисовать вместе с ребенком схемы изображения человека, придумать про него историю, как его зовут, куда идет, что там случилось).
  • «Превращения» - заколдованные и расколдованные картинки.
  • «Заметить необычное» - на прогулке.
  • «Наоборот» (лед-вода, артист-зритель)
  • «Кто кем будет?» ( Диалектическое мышление)
  • «Кто кем был?»
  • «Волшебное зеркало»

6-7 лет 

  • «Чего на свете не бывает?» (рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни)
  • «Говорящие рисунки» (по пиктограммам сочиняют сказку)
  • «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места)
  • «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т.д.)
  • «Найди недостающий предмет или слово»
  • «Какой из предметов лишний?»
  • «Исключи слово»
  • "Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать,  на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.                                                                                                9. Игра "Хорошо - Плохо"   Все явления, предметы, поступки, сказки рассматривать вначале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему.                                                                                                                                Данные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.

Рисование. Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности. Чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Например, для создания художественного образа можно использовать необычный материал (лоскутки ткани, нитки, крупы, бросовый и природный материал т.п.), нетрадиционные техники рисования.

Лепка. Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря, ведь во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. Большие возможности для  творческого  развития детей предоставляет «тестопластика»  - создание объёмных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из солёного теста.

Аппликация. Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Чтение. Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку. Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

Музыка. С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте.

Полезные советы родителям:

  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы, не отмахивайтесь от них под предлогом занятости.  
  • Поощряйте любопытство и развивайте воображение ребенка.  
  • Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения. 
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать. 
  • Создайте хорошую материальную базу для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться.

Методов развития творческих способностей дошкольников немало, родителям остается лишь выбрать то, что наиболее интересно для ребенка. Поощряйте его даже при малейшем успехе, и тогда он сможет раскрыть весь потенциал. Помочь ребенку развить творческие способности — значит дать ему возможность выразить себя и отойти от стандартных решений. Подобная работа никогда не пройдет бесследно — дети, чьи родители уделяли достаточно внимания творческому познанию, легко осваиваются в школе, быстро адаптируются и с интересом постигают новое. 

Сценарный план

непосредственно образовательной деятельности

с детьми второй младшей группы.

 

Подготовила: воспитатель МБДОУ  № 311  Ахметвалеева А.Ф.

 

Тема: «Зимняя одежда»

 

Цель: расширить представления детей о зимней одежде.

Задачи:  

  • формирование умения вслушиваться в звучание слов, развитие звуковой и интонационной культуры речи, обогащение словаря;  
  • развитие у детей интереса к совместной деятельности со сверстниками;
  • развитие аппликативных умений.

Образовательные области деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, продуктивная, двигательная.

Формы работы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, разучивание стихотворения, решение проблемной ситуации, пальчиковая игра, подвижная игра, выполнение аппликации.

План деятельности.

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша.

- Как  зовут куклу? (Маша)

- Что на нее надето? (шуба)

- Что на голове? (шапка)

-  Что на шее? (шарфик)

- Что еще надела Маша? (показываю рукой: штанишки)

- Что на руках? (варежки)

 - Ребята, когда надевают такую одежду? (зимой)

- Значит, это какая одежда? (зимняя)

Воспитатель – С Машей произошла интересная история.

Чтение стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?»

Пальчиковая игра с проговариванием стихотворения «Где мой пальчик?»

Воспитатель – У Маши есть подружки, но у них нет красивых варежек с узорами, не смогут пойти на прогулку. Поможем им? Сколько варежек у каждого из нас? Вы вдвоем украсите пару (детям раздать парные «варежки» из цветной бумаги, чтобы дети объединились в пары).

Дети садятся за столы рядом со своим «дружочком».

Воспитатель – У кого варежки одинакового цвета, узор тоже должен быть одинаковым. Можно вот так украсить (показ 2-3 вариантов «варежек», украшенных геометрическими фигурами аппликативным способом).

Дети выполняют аппликацию. Кукла Маша смотрит, какие узоры получаются у детей. Кукла благодарит детей и приглашает поиграть в игру «Человек к человеку».

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с детьми подготовительной группы.

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 311 Ахметвалеева А.Ф. 

Квест  «В поисках клада»

Задачи:

  • развивать у детей умение применять свои знания в необычной ситуации;
  • уточнить представления детей о длине предметов, используя измерение с помощью условной мерки, познакомить со старинными мерами длины и расстояния (пядь, длина стопы);
  • упражнять в решении примеров в пределах 10, закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку; способствовать развитию логического мышления, закреплять навыки сотрудничества.

Образовательные области деятельности:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Художественно – эстетическое».

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, продуктивная.

Формы работы: ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, игры с математическим содержанием, танец-игра.

Материал: конверт с письмом от лисы Алисы и кота Базилио, нарисованный на листе ватмана лабиринт с примерами (+, - ), конверты с заданиями-подсказками, на каждого ребенка лист бумаги в клетку и простой карандаш, диск с песней «Зверобика», декорации «Лесная полянка».

План деятельности.

  1. Дети в группе находят необычный конверт с письмом от лисы Алисы и кота Базилио. В письме детям предлагается отправиться на поиски клада. Лиса Алиса и кот Базилио решили немного помочь детям и оставили подсказки-стрелочки.
  2. По стрелкам дети приходят в музыкальный зал и обнаруживают нарисованные на полу 2 большие стрелки и подсказку: «Идите по короткой стрелке» Воспитатель: Как проверить, какая стрелка длиннее, а какая короче? (Дети предлагают разные варианты). В ходе обсуждения воспитатель показывает детям, что в роли условной мерки можно использовать длину стопы или  расстояние между концами растянутых пальцев руки -  большого и указательного - «пядь».
  3. Воспитатель: Идем туда, куда показывает короткая стрелка. А тут необычный лабиринт. Ищем здесь подсказку для продолжения поиска. (Дети решают примеры в виде «цепочки» и на выходе из лабиринта получают ответ  - число 4. Рядом с этим числом картинка-зайчик).
  4. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где нужно искать следующую подсказку? (у зайца). А зайчик сидит грустный. Развеселим его, станцуем  «Зверобику».                                                                                                                              Танцевальная пауза «Зверобика»                                                                                Получаем у зайчика  подсказку «Пусть самый высокий ребенок встанет спиной к зайцу и сделает 7 больших шагов вперед» (высокий ребенок шагает, а другие дети считают его шаги).
  5. Все подходят к большому грибу и находят записку - подсказку: «Ищите конверт, на котором изображен четырехугольник, но не квадрат, не прямоугольник, не ромб»                                                                                             Воспитатель: Какая же это фигура, как называется? (трапеция)                          Воспитатель: Ребята,  а внутри конверта  записка «Нарисуйте по клеточкам то, что вам пригодится во время поиска» (дети берут листы бумаги в клетку, простые карандаши и рисуют под диктовку воспитателя).                                                                   
  6. Воспитатель: Что получилось? (Ключ) Где же его искать? И что этим ключом открывать? В конверте есть еще одна подсказка «Ключ и новая подсказка спрятаны в орешках. А орешки у белочки в корзине». (Дети находят игрушку-белку с корзинкой. В корзинке «орешки» - капсулы киндер-сюрпризов. Дети ищут, кто-то находит ключ, кто-то записку-подсказку: «Сундук с кладом там, где вода»).
  7. Воспитатель: Где у нас тут может быть вода? Дети возле колодца находят сундук. Ключом открывают сундук и находят клад – «золотые» монеты.
  8. Итог.

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось искать клад?  

Какие трудности встретились нам в пути? Что было труднее? Что больше понравилось?

Экологический праздник «День Земли»

Подготовительная группа «А»

Подготовила:  воспитатель МБДОУ  № 311 Ахметвалеева А.Ф.

Под музыку дети входят в зал, образуют полукруг. На стенах плакаты на экологическую тему. На экране заставки о планете Земля   

1 ребёнок – Есть чудеса на белом свете,

                     Цветет как мак заря вдали.

                     На голубой своей планете

                     Встречают дети День Земли!

2 ребёнок – Есть одна планета-сад

                     В этом космосе холодном.

                     Только здесь леса шумят,

                     Птиц скликая перелетных.

                     Лишь на ней одной увидишь

                     Ландыши в траве зелёной,

                     И стрекозы только тут

                     В реку смотрят удивлённо.

3 ребёнок – Мы не гости на планете,

                     И Земля – наш дом,

                     Будет в нём светло и чисто,

                     Если мы спасём:

                     И прозрачные озёра,

                     И кедровый бор,

                     И цветных полей узоры,

                     И речной простор.

Ведущая - Сегодня наш праздник посвящен Всемирному дню Земли, который празднуется 22 апреля. Он отмечается на всей планете, всеми людьми, которые любят планету-дом, любят природу, любят свой край.

   Песня «Наш край»

Входит Фея Экология – Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Экология. Я по земле хожу да за порядком слежу. Смотрю – то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Трудно мне одной за всем уследить. Вот и решила я подыскать себе помощников – пошла по земле в поисках удачи. Слышала я, что в этом саду живут добрые и заботливые дети. Я предлагаю вам стать моими помощниками. Хотите?                                                                                                              

 - Но для этого нужно много знать и уметь. Вы готовы пройти испытание?    

- Первое испытание такое. Я проверю, как вы будете вести себя, когда попадете ко мне в гости. Поиграем в игру «Экологический светофор». 

(Детям раздаются зеленые и красные кружочки).

Фея Экология – На экране вы увидите картинки о том, как люди ведут себя на природе. Если вы считаете, что они ведут себя правильно, то поднимайте зеленый кружок, если неправильно – красный.  (Показ слайдов).

- Молодцы, справились!

 - Второе испытание. Нужно ответить на мои вопросы.

- Знаете ли вы, что такое Красная книга природы?

- Для чего она создана?

 - Можно ловить, охотиться на животных, занесенных в Красную книгу?

 - Рвать, собирать растения из Красной книги?

- Растения - это жизнь, т. к. это единственный, ничем незаменимый, созданный природой производитель кислорода и основа экологической пирамиды.

 - Особое внимание уделяется охране красивоцветущих растений, ведь именно они привлекают к себе людей и наиболее уязвимы. Вот небольшой список охраняемых красивоцветущих растений Красноярского края

(На экране – слайды с этими растениями).

– Запомните их и никогда не рвите.

Выходят «цветочки» и ребёнок.  

4 ребёнок – Если я сорву цветок,

                     Если ты сорвешь цветок,

                     Если все: и я, и ты,

                     Если мы сорвём цветы,

                     Опустеют все поляны,

                     И не будет красоты.

«Цветок» - Не хотим, чтобы нас срывали

                    И венки из нас сплетали.

                    Мы хотим в лесу остаться.

                    Будут нами любоваться.

   Танец «цветов» (под песню «Волшебный цветок»)

   Звучит тревожная музыка. «Цветочки» убегают. Выходят медведь, белочка, ёжик, муравьи, бабочка.

Медведь – Ой-ой-ой! Как больно мне! 

                   Лапку я обжёг в костре!

Ёжик – А мой домик сломали,

             Норку мою растоптали!

Белочка – А я от страха вниз упала,

                 О банки и склянки платье порвала.

Муравьи – Из сотен тысяч мелких веточек, хвоинок сложены наши дома- муравейники. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них забава, а для нас беда. А нам приходится всё сначала строить.

Бабочка – Нас тоже люди часто обижают, ловят нас и ломают наши хрупкие крылья. Ещё они составляют из нас коллекции. Мы не только красивы, но и полезны. Мы опыляем растения, без этого у них не будет плодов и семян.

Фея Экология – Неужели это правда? Но ведь не все люди так поступают? Дети, вы деревья ломаете? Из рогаток по птицам стреляете? Насекомых ловите? (дети отвечают).

– Я рада, что вы так не поступаете. Авы, друзья (обращается к животным), успокойтесь, видите, какие друзья природы растут. Всем нам нужно жить дружно, понимать друг друга. Приглашаю всех вас на «Зверобику»

   Песня – игра «Зверобика»

(После игры дети образуют полукруг)

Медведь – Если в лес пришел гулять,

                  Свежим воздухом дышать,

                  Бегать, прыгать и скакать,

                  То не надо забывать,

                  Что в лесу нельзя шуметь,

                  Даже очень громко петь.

Белочка – Ветки деревьев не ломать,

                  Никогда не забывать:

                  Мусор с травки убирать,

                  Зря цветов не надо рвать!

Ёжик – Из рогатки не стрелять,

             Ты пришел не убивать!

             Бабочки пускай летают,

             Ну, кому они мешают?

             Здесь не нужно их ловить,

             Топать, хлопать, палкой бить!

   Песня «Не дразните собак!»

Ведущая – Дети, расскажите, какой бы вы хотели видеть природу.

Дети (построчно):

- Мы хотим, чтоб птицы пели,

- Чтоб вокруг леса шумели,

 - Чтобы были голубыми небеса,

- Чтобы речка серебрилась,

- Чтобы бабочка резвилась,

- И была на ягодках роса!

- Мы хотим, чтоб солнце грело,

 - И берёзка зеленела,

 - И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

 - Чтобы белочка скакала,

- Чтобы радуга сверкала,

- Чтобы летом лил весёлый дождь.

5 ребёнок – Беречь будем птиц, насекомых, зверей, 

                     От этого станем только добрей,

                     Украсим всю Землю садами, цветами,

Все – Такая планета нужна нам с вами!

Фея Экология – Ребята, я вижу, что могу считать вас своими помощниками. А сейчас мне пора уходить. Нужно  проверить, всё  ли в порядке в нашем общем доме - на планете Земля.