Страничка педагога-психолога

 

Педагог-психолог  МБДОУ № 321 Оксана Александровна Неганова 

Часы консультаций для родителей: 

Понедельник с 8.15 до 9.00
Вторник с 8.15 до 9.00 
Среда с 8.15 до 9.00, с 16.30 до 17.30
Четверг с 8.15 до 9.00

 На консультации у психолога Вы можете получить квалифицированную помощь по следующим вопросам:

  • трудности адаптации ребенка к ДОУ нежелание посещать детский сад
  • отклонения в поведении, эмоциональные проблемы –повышенная агрессивность (ребенок дерется, кусается, говорит грубые слова), повышенная  тревожность (ребенок неуверен в себе, напряжен, может иметь навязчивые движения или слова, «улетает» на занятиях  (рассеянное внимание)), страхи, болезненная реакция на критику, проблемы самооценки
  • трудности в общении со сверстниками
  • проблемы детско-родительских отношений (непослушание, капризы,  упрямство, истерики и т.п.)
  • согласование стилей семейного воспитания (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • детская ревность
  • возрастные особенности развития детей
  • психологическая подготовка ребенка к школе
  • развитие психических функций ребенка, соответствие возрастным нормам психического развития
  • воспитание ребенка в неполной семье и другие вопросы.

Педагог-психолог МБДОУ №321 координирует и осуществляет в детском саду следующую деятельность, направленную на сохранение психического, физического и социального благополучия воспитанников ДОУ:

 - психопрофилактика

 - помощь в адаптации к условиям ДОУ детям, которые начали посещать детский сад первый год (сентябрь-декабрь);  - поддержание благоприятного психологического климата в группах – наблюдение за детьми,  помощь детям в организации сюжетно-ролевых игр, развитие навыков конструктивного общения.

 - просвещение родителей и педагогов (работа с информационными уголками, выступления на родительских  собраниях, показ открытых занятий, проведение педагогических гостиных, круглых столов, тренингов, заседание Родительского клуба)

 - диагностика

 1. Первичная. Проводится в начале учебного года с детьми вновь прибывшими, перешедшими на новый возрастной уровень, готовность детей к школе (подготовительные к школе группы). Диагностируется интеллектуальное и личностное развитие детей.

 По результатам диагностики формируются индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер.

 2. Промежуточная. Проводится в середине учебного года с детьми, которые посещали индивидуальные и подгрупповые занятия.

 3. Заключительная. Проводится с детьми всего детского сада. Исследуется готовность к началу школьного обучения (подготовительные к школе группы), интеллектуальное и личностное развитие детей.                                   

 По результатам диагностики на каждого ребенка пишется психологическое заключение.

 По результатам диагностики родители могут  подробно проконсультироваться в приемные часы.

 - коррекционно-развивающие занятия с детьми   

- индивидуальные занятия  с детьми (по результатам диагностики) 
- подгрупповые занятия (в подгруппы дети отбираются на основании результатов диагностики уровня психического развития и по запросам родителей),  коррекционно-развивающие занятия  проводятся по трем направлениям: 
1) развитие психических функций (мышления, памяти, внимания, произвольности, и т.п.) 
2) коррекция эмоциональных проблем (агрессивное поведение,  тревожность, болезненная реакция на критику, страхи) 
3) развитие навыков конструктивного общения, социализация детей  
- консультирование родителей и педагогов   
- обмен опытом работы на районном и городском уровне   
- ведение документации педагога-психолога.   

{slider=Круглый стол с элементами тренинговых упражнений}
 «Общение воспитателя с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1.определить основные проблемы возникающих при взаимодействии педагогов с родителями;

2. обозначить пути и способы решения проблем;

3. повысить личностную компетентность педагогов в общении с родителями.

Ход работы:

Теоретическая часть

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

 Практическая часть

1.Упражнение « Мой взгляд на мои отношения»

Педагог-психолог предлагает нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур.

После завершения рисунка педагог-психолог предлагает посмотреть на свои рисунки, предлагает ответь на вопросы, но ответы эти только для вас, постарайтесь быть максимально искренними, записывать ответы не надо, но если кто – то хочет то в ходе упражнения можно делать пометки, подписывать фигуры, перемещать их стрелками и т.п. Обсуждать ответы во время упражнения не надо, эта работа только ваша, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием работы – это можно будет сделать в конце упражнения. (Приложение 1)

  1. Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой? (правая сторона — будущее, левая — прошлое)
  4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?
  5. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  6. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  7. Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свои рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  8. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  9. Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить?
  10. Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Обсуждение: Вопросы были даны для того, что бы помочь нам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить. Желающие поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы могут сделать это сейчас…

Важными качествами педагога являются: умение слушать, отражать услышанное и сопереживать родителям.

Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе – это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как оказывать им помощь в воспитании, как сообщать им негативную информацию о ребенке не вызвав конфронтации со стороны родителя.

Родитель, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе, а так же значимость и уважение к его ребенку. Только тогда он готов в полной мере выслушать и принять наши рекомендации.

Так же для родителей является очень важным знать, что и как делает его ребенок в саду, и многие родители (особенно тревожные, т.е. тревожность как личностная особенность) задают много вопросов воспитателю и не всегда есть возможность у воспитателя полностью и развернуто ответить на все вопросы. Родители, в свою очередь, остаются не довольны, могут считать, что от них что-то скрывают, недоговаривают или его ребенку не уделяют должного внимания и т.п. (тем более – тревожные). Со временем вопросов задают меньше, но недоверие к воспитателю и учреждению возрастает.

Для установления взаимопонимания между всеми участниками процесса (а это дети, родители, педагоги) очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе.

Сообщение негативной информации о ребенке

Педагоги, работающие с детьми, вынуждены время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке носящую негативный характер. Чаще всего возникают трудности с родителями детей, доставляющих особые хлопоты педагогам. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям и показать, что он, педагог, заинтересован, прежде всего, в помощи ребенку, а не в его обвинении.

В этом поможет общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать и учить ребенка, а единомышленник, знание общих приемов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать началом продуктивного сотрудничества. Необходимо учитывать, что негативную информацию следует сообщать при личной беседе с родителем, желательно без лишних свидетелей и ни в коем случае не на общем собрании.

Несколько вариантов сообщения негативной информации о ребенке:

1. В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, это поможет сделать общение более эффективным.
Можно использовать такие выражения, как:

– «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте попробуем так поступить или так), т.е. предлагаем родителям сотрудничество, помощь. Можно вовлекать родителей в работу, например, сказать, что мы уже в группе попробовали такой вариант, а вы дома?

2. Можно негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе, давая возможность родителю самому понять (озвучить) что происходит…

– «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»

Безусловно, родители знают, что занятие протекает значительно дольше и пяти минут явно недостаточно для усвоения материала. Подобное сообщение педагога не содержит прямого обвинения (если конечно не сообщать это иронической интонацией), но такой вариант может помочь в установлении контакта и достижении понимания, т.к. родитель, скорее всего, сам активно включится в разговор – (а далее можно использовать первый вариант – предложение сотрудничества).

3. Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных сторонах ребенка используя первый прием).

2. Упражнение «Как бы это сказать» это упражнение даст возможность применить принцип «сэндвича» и потренироваться в сообщении негативной информации.

Педагог-психолог предлагает каждому выбрать цветной кружок, у кого кружки совпали по цвету – объединяются в пары.

Один участник пары берет на себя роль «родителя», другой роль «педагога». Придумывают ситуацию, применяют к ней принцип «сэндвича» и демонстрируют всем участникам. Участники обсуждают, удалось ли применить принцип «сэндвича».
3. Упражнение «Дерево Мудрости»

Цель: совместное создание копилки мудростей коллектива.

Педагог-психолог предлагает написать на листочках прием, который педагоги используете при беседе с родителями (мы сейчас говорим о дискомфортной ситуации для вас, например, когда надо сообщить что-то негативное), или если вы хотите можно написать пожелание, совет, или какие-либо ободряющие слова. Может кто-то готов поделиться своим способом сообщения негативной информации родителю. Или это может быть любая ваша мысль, касающаяся сегодняшней нашей темы. Это дерево в дальнейшем поможет тем педагогам, которые испытывают сложности и дискомфорт при общении с некоторыми родителями, они смогут подойти к нашему общему дереву и почерпнуть там и советы и слова ободрения. Это обязательно поможет в трудную минуту.

После листочки с рекомендациями или приемами вешаются на дерево. Все участники подходят к дереву читают листочки коллег, тем самым обмениваются опытом.

Рефлексия

1.Что понравилось?

2. Что оказалось полезным?

3. Что еще хотели бы узнать или сделать?

4. Что было самым сложным при выполнении заданий?

Список используемой литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Медведева И.Я., Шишова Т.Л.Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей – СПб.: Речь, 2008.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010.

 Приложение 1

«Геометрические фигуры»

Квадрат

Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.

Прямоугольник

Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

Зигзаг

Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.

Чем заниматься в летние каникулы с дошкольником? 

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Также как взрослый, во время отпуска, ребенок мечтает летом отдохнуть от занятий, режима, требований воспитателей и педагогов, расслабиться и стать более независимым. Поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы этот период был наполнен радостными переживаниями и событиями.

Развивающие занятия нужно проводить только в игровой форме. Ребенок должен набраться сил и окрепнуть физически, чтобы справляться со школьными нагрузками. Поэтому пусть больше времени проводит на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию, скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Для развития мелкой моторики подготовьте карандаши, мелки, раскраски, веселые прописи. Рисовать мелом можно на специальной доске, или асфальте. Нужно использовать все виды лепки: из пластилина, теста, глины. Если вы находитесь на даче, вместе с ребенком из глины можно слепить большие замки, крепости, целые города с мостами и каналами или поиграть в гончарную мастерскую. На дачном участке хорошо иметь песочницу.

Для развития познавательного интереса устраивайте тематические игры путешествия в поездках или рядом с дачей, домом. Например: изучаем растительный мир. Осматриваем растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод и т.д. Зарисуйте или фотографируйте растения. Если вы на даче, проследите с ребенком процесс появления из семян растений и плодов, установите причинно-следственные связи от полива, подкормки, температурного режима и т. п. ведите дневник наблюдений. Отведите ребенку маленькую грядку, где он сам может вырастить овощи и цветы.

Путешествие может быть по исследованию окружающей местности, с созданием ее плана или по заранее намеченному маршруту.

Игра кладоискатель: нужно по особым следам и по карте найти спрятанный сюрприз или как охотнику-следопыту по приметам отыскать условную добычу. Мальчишки любят военизированные игры, типа зарницы, с поиском и захватом базы противника и преодолением препятствий. Все подобные игры развивают внимание, умение действовать по плану, сообразительность.

Обеспечьте ребенка набором настольных игр, в которые можно поиграть вечером или в дождливый день, одному или с друзьями. Такие игры можно купить в любом магазине игрушек. Хорошо развивают логическое мышление обыкновенные шашки и домино.

Для тренировки памяти, внимания и мышления можно использовать следующие упражнения:

Игры на развитие мышления

Назови, одним словом!

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - .... Птицы - …

 Найди лишнее слово!

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Отвечай быстро!

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови слова, относящиеся к спорту.

- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.  

Говори наоборот!

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный – глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Бывает - не бывает!           

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Скорость мышления!

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО."

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 Сравнение предметов!

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять черты сходства и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

 Угадай по описанию!

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 Кто кем будет?

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Игры на развитие памяти

 Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

 Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 Игры на развитие внимания

 Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

 Разведчики.

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

 

Если Вы отправляетесь к морю или в лес…

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам.

Песок и вода

Детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым, способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Коллективные игры на свежем воздухе

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.

Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

Счастливого Вам отдыха!


 

 Отчет о Неделе психологии

 Городская неделя психологии проходила с 16.11. по 20.11.2015г.

 Тема: «Ответственное родительство». Наш детский сад традиционно принял активное участие в этом мероприятии.

 Каждый день имел свое название и мероприятия проходили в рамках названия.

 1-ый день Цвет настроения.

 День начался с открытия выставки детских рисунков «Мир семьи глазами ребенка». В выставке принимали участие средние, старшие, подготовительные к школе группы. Большая часть выставки была размещена в библиотеке детского сада. Дети и родители приняли актив­ное участие.

 Еще в этот день проходила акция «Клумба настроения». Дети и родители выбирали и «сажали» на клумбы цветы согласно своему настроению.

 2-ой день Эмоции и чувства.

 День начался с акции «Аптечка для души». Родители вместе с детьми и педагоги вкла­дывали в кармашки листочки с позитивными высказываниями, пословицами, поговорками, крылатыми фразами.

 В старших и подготовительных к школе группах педагоги провели развлечение «Наши эмоции». Развлечение было направлено на закрепление полученных знаний об основных эмоциях; развитие воображения, выразительности речи, развитие мимики и движений.

 3-ий день Волшебная сила имя.

 Начался день с акции «Знаете ли Вы, что означает Ваше имя?».

 Нашими педагогами была проведена предварительная работа, родителям предложили узнать, что означает их имя и имя ребенка. Получился познавательный коллаж из разных имен и их значений.

 Так же в этот день педагоги провели занятие с детьми старших и подготовительных к школе групп «Я и мое имя». Познакомили детей с историей русских имён, со значением име­ни для человека, обсудили соответствие характера, поведения ребёнка его имени.

 Педагог-психолог провела заседание Родительского клуба. Тема соответствовала теме недели психологии «Ответственное родительство». Родителям было продемонстрировано ин­тервью записанное с детьми. Дети отвечали на вопросы: Что такое семья, что они любят де­лать вместе с родителями, что они хотели бы пожелать своим родителям. Еще для родителей был проведен тренинг. Все принимали активное участие. Задавали много вопросов. Делились положительным опытом воспитания.

 4-ый день Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья.

 Акция-интервью «Ответственное родительство».

 Родители отвечали на вопросы о семье, в чем счастье семейной жизни.

 Акция с участием детей «Письмо родителям»

 Дети с помощью педагогов писали своим родителям письма, где звучали слова благо­дарности, нежности и любви.

 Завершился день праздником «Папа, мама, я - дружная семья». В празднике принимали участие семьи Октябрьского района. От нашего детского сада была семья Михеевых. Семья большая (мама, папа, три сестры), дружная, веселая, жизнерадостная. Пели частушки, танце­вали, соревновались. Праздник удался!

 5-ый день Итоговый.

 Закрытие выставки детских рисунков.

 Большое спасибо всем участникам Недели психологии: родителям, детям, педагогам. Особо признательна активным участникам и помощникам. Надеюсь на дальнейшее сотруд­ничество.

 Педагог-психолог МБДОУ №321 О.А. Неганова

 Семейные старты

 

 Клумба настроений

 

  Аптечка для души

 

 Что в имени твоем?

 

  Моя семья

 

 праздник "РОСИНКА ВСТРЕЧАЕТ РЕБЯТ" (2015)