Страничка педагога-психолога

 

Педагог-психолог  МБДОУ № 321 Оксана Александровна Неганова 

Часы консультаций для родителей: 

Понедельник с 8.15 до 9.00
Вторник с 8.15 до 9.00 
Среда с 8.15 до 9.00, с 16.30 до 17.30
Четверг с 8.15 до 9.00

 На консультации у психолога Вы можете получить квалифицированную помощь по следующим вопросам:

  • трудности адаптации ребенка к ДОУ нежелание посещать детский сад
  • отклонения в поведении, эмоциональные проблемы –повышенная агрессивность (ребенок дерется, кусается, говорит грубые слова), повышенная  тревожность (ребенок неуверен в себе, напряжен, может иметь навязчивые движения или слова, «улетает» на занятиях  (рассеянное внимание)), страхи, болезненная реакция на критику, проблемы самооценки
  • трудности в общении со сверстниками
  • проблемы детско-родительских отношений (непослушание, капризы,  упрямство, истерики и т.п.)
  • согласование стилей семейного воспитания (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • детская ревность
  • возрастные особенности развития детей
  • психологическая подготовка ребенка к школе
  • развитие психических функций ребенка, соответствие возрастным нормам психического развития
  • воспитание ребенка в неполной семье и другие вопросы.

Педагог-психолог МБДОУ №321 координирует и осуществляет в детском саду следующую деятельность, направленную на сохранение психического, физического и социального благополучия воспитанников ДОУ:

 - психопрофилактика

 - помощь в адаптации к условиям ДОУ детям, которые начали посещать детский сад первый год (сентябрь-декабрь);  - поддержание благоприятного психологического климата в группах – наблюдение за детьми,  помощь детям в организации сюжетно-ролевых игр, развитие навыков конструктивного общения.

 - просвещение родителей и педагогов (работа с информационными уголками, выступления на родительских  собраниях, показ открытых занятий, проведение педагогических гостиных, круглых столов, тренингов, заседание Родительского клуба)

 - диагностика

 1. Первичная. Проводится в начале учебного года с детьми вновь прибывшими, перешедшими на новый возрастной уровень, готовность детей к школе (подготовительные к школе группы). Диагностируется интеллектуальное и личностное развитие детей.

 По результатам диагностики формируются индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер.

 2. Промежуточная. Проводится в середине учебного года с детьми, которые посещали индивидуальные и подгрупповые занятия.

 3. Заключительная. Проводится с детьми всего детского сада. Исследуется готовность к началу школьного обучения (подготовительные к школе группы), интеллектуальное и личностное развитие детей.                                   

 По результатам диагностики на каждого ребенка пишется психологическое заключение.

 По результатам диагностики родители могут  подробно проконсультироваться в приемные часы.

 - коррекционно-развивающие занятия с детьми   

- индивидуальные занятия  с детьми (по результатам диагностики) 
- подгрупповые занятия (в подгруппы дети отбираются на основании результатов диагностики уровня психического развития и по запросам родителей),  коррекционно-развивающие занятия  проводятся по трем направлениям: 
1) развитие психических функций (мышления, памяти, внимания, произвольности, и т.п.) 
2) коррекция эмоциональных проблем (агрессивное поведение,  тревожность, болезненная реакция на критику, страхи) 
3) развитие навыков конструктивного общения, социализация детей  
- консультирование родителей и педагогов   
- обмен опытом работы на районном и городском уровне   
- ведение документации педагога-психолога.   

 Отчет о Неделе психологии

 Городская неделя психологии проходила с 16.11. по 20.11.2015г.

 Тема: «Ответственное родительство». Наш детский сад традиционно принял активное участие в этом мероприятии.

 Каждый день имел свое название и мероприятия проходили в рамках названия.

 1-ый день Цвет настроения.

 День начался с открытия выставки детских рисунков «Мир семьи глазами ребенка». В выставке принимали участие средние, старшие, подготовительные к школе группы. Большая часть выставки была размещена в библиотеке детского сада. Дети и родители приняли актив­ное участие.

 Еще в этот день проходила акция «Клумба настроения». Дети и родители выбирали и «сажали» на клумбы цветы согласно своему настроению.

 2-ой день Эмоции и чувства.

 День начался с акции «Аптечка для души». Родители вместе с детьми и педагоги вкла­дывали в кармашки листочки с позитивными высказываниями, пословицами, поговорками, крылатыми фразами.

 В старших и подготовительных к школе группах педагоги провели развлечение «Наши эмоции». Развлечение было направлено на закрепление полученных знаний об основных эмоциях; развитие воображения, выразительности речи, развитие мимики и движений.

 3-ий день Волшебная сила имя.

 Начался день с акции «Знаете ли Вы, что означает Ваше имя?».

 Нашими педагогами была проведена предварительная работа, родителям предложили узнать, что означает их имя и имя ребенка. Получился познавательный коллаж из разных имен и их значений.

 Так же в этот день педагоги провели занятие с детьми старших и подготовительных к школе групп «Я и мое имя». Познакомили детей с историей русских имён, со значением име­ни для человека, обсудили соответствие характера, поведения ребёнка его имени.

 Педагог-психолог провела заседание Родительского клуба. Тема соответствовала теме недели психологии «Ответственное родительство». Родителям было продемонстрировано ин­тервью записанное с детьми. Дети отвечали на вопросы: Что такое семья, что они любят де­лать вместе с родителями, что они хотели бы пожелать своим родителям. Еще для родителей был проведен тренинг. Все принимали активное участие. Задавали много вопросов. Делились положительным опытом воспитания.

 4-ый день Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья.

 Акция-интервью «Ответственное родительство».

 Родители отвечали на вопросы о семье, в чем счастье семейной жизни.

 Акция с участием детей «Письмо родителям»

 Дети с помощью педагогов писали своим родителям письма, где звучали слова благо­дарности, нежности и любви.

 Завершился день праздником «Папа, мама, я - дружная семья». В празднике принимали участие семьи Октябрьского района. От нашего детского сада была семья Михеевых. Семья большая (мама, папа, три сестры), дружная, веселая, жизнерадостная. Пели частушки, танце­вали, соревновались. Праздник удался!

 5-ый день Итоговый.

 Закрытие выставки детских рисунков.

 Большое спасибо всем участникам Недели психологии: родителям, детям, педагогам. Особо признательна активным участникам и помощникам. Надеюсь на дальнейшее сотруд­ничество.

 Педагог-психолог МБДОУ №321 О.А. Неганова

Чем заниматься в летние каникулы с дошкольником? 

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Также как взрослый, во время отпуска, ребенок мечтает летом отдохнуть от занятий, режима, требований воспитателей и педагогов, расслабиться и стать более независимым. Поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы этот период был наполнен радостными переживаниями и событиями.

Развивающие занятия нужно проводить только в игровой форме. Ребенок должен набраться сил и окрепнуть физически, чтобы справляться со школьными нагрузками. Поэтому пусть больше времени проводит на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию, скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами.

Для развития мелкой моторики подготовьте карандаши, мелки, раскраски, веселые прописи. Рисовать мелом можно на специальной доске, или асфальте. Нужно использовать все виды лепки: из пластилина, теста, глины. Если вы находитесь на даче, вместе с ребенком из глины можно слепить большие замки, крепости, целые города с мостами и каналами или поиграть в гончарную мастерскую. На дачном участке хорошо иметь песочницу.

Для развития познавательного интереса устраивайте тематические игры путешествия в поездках или рядом с дачей, домом. Например: изучаем растительный мир. Осматриваем растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод и т.д. Зарисуйте или фотографируйте растения. Если вы на даче, проследите с ребенком процесс появления из семян растений и плодов, установите причинно-следственные связи от полива, подкормки, температурного режима и т. п. ведите дневник наблюдений. Отведите ребенку маленькую грядку, где он сам может вырастить овощи и цветы.

Путешествие может быть по исследованию окружающей местности, с созданием ее плана или по заранее намеченному маршруту.

Игра кладоискатель: нужно по особым следам и по карте найти спрятанный сюрприз или как охотнику-следопыту по приметам отыскать условную добычу. Мальчишки любят военизированные игры, типа зарницы, с поиском и захватом базы противника и преодолением препятствий. Все подобные игры развивают внимание, умение действовать по плану, сообразительность.

Обеспечьте ребенка набором настольных игр, в которые можно поиграть вечером или в дождливый день, одному или с друзьями. Такие игры можно купить в любом магазине игрушек. Хорошо развивают логическое мышление обыкновенные шашки и домино.

Для тренировки памяти, внимания и мышления можно использовать следующие упражнения:

Игры на развитие мышления

Назови, одним словом!

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом. Например, лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - .... Птицы - …

 Найди лишнее слово!

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Отвечай быстро!

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

- назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- назови слова, относящиеся к спорту.

- назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.  

Говори наоборот!

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот» например, большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный – глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Бывает - не бывает!           

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Скорость мышления!

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО."

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

 Сравнение предметов!

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять черты сходства и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка: стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

 Угадай по описанию!

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (Ответ: помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

 Кто кем будет?

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Игры на развитие памяти

 Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

 Художник.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 Игры на развитие внимания

 Сколько чего?

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

 Разведчики.

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

 

Если Вы отправляетесь к морю или в лес…

Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов.

Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!

Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам.

Песок и вода

Детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка.

Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.

Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым, способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.

Кроме того, с ребенком дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Коллективные игры на свежем воздухе

Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр.

Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время.

Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей.

Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе.

И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!

Счастливого Вам отдыха!