Сценарный план образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме:
«Художественная мастерская»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие
в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие».
Вид деятельности: изобразительная (продуктивная)
Цель: создание осеннего пейзажа в технике пластилинография.
Задачи:
Образовательные:
- обучать детей выполнению фона из пластилина на пластиковой основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием пластилина разного цвета.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие мира природы;
- развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность;
- формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.
Предварительная работа: организация экспозиции репродукций картин в ДОУ (мини-галереи); чтение произведений об осени, заучивание стихотворений, наблюдение за осенними явлениями на прогулке, рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию, беседа с детьми на тему "Пейзаж" — один из видов живописи; дидактические игры «Что перепутал художник?», «Назови одним словом», «Что нам осень в корзинке принесла».
Оборудование и материалы:
- столы и стулья по количеству детей, мольберт, музыкальный центр, стенд для крепления готовых детских работ;
- репродукции картин осенних пейзажей разных авторов; схема-последовательность работы в технике пластилинографии; пальчиковая гимнастика; пластиковая основа; фартуки; пластилин; стеки; салфетки; тарелочки; музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года».
- I. Мотивационно - побудительный этап:
Воспитатель:
В картинной галерее
Произошла беда.
Затоплены кладовки
Попала в них вода.
Поможем ли мы с вами
Восстановить запас?
Чтоб вновь эти картины
Порадовали глаз?
Но картину нечем рисовать.
Посмотрите на столы, у нас есть краски или карандаши?
А как же мы можем помочь восстановить экспозицию?
Выслушав варианты ответов детей, воспитатель предлагает:
Ребята, а я знаю очень интересную технику, которая называется пластилинография (рисование пластилином).
Ребята, а у нас есть пластилин?
Мы сможем помочь восстановить экспозицию?
Воспитатель:
Для того чтобы узнать какие картины нужно нарисовать, нам необходимо отгадать загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель:
Конечно ребята, это осень.
Скажите, какие признаки характерны для осени? (Листья желтеют, облетают, часто идёт дождь, птицы улетают в тёплые края)
Воспитатель:
Молодцы ребята. Предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нарисовать картины для новой экспозиции, чтобы порадовать всех – и взрослых, и детей.
- II. Основной этап:
Воспитатель:
Ребята, перед вами лежат пластиковые заготовки с разными сюжетами об осени, но всех их объединяет понятие «осенний пейзаж».
Чем мы будем рисовать пейзаж?
Воспитатель предлагает детям выбрать любой понравившейся осенний пейзаж»
Воспитатель:
Обращает внимание на необходимость одеть фартуки перед началом работы, затем на схему-последовательность работы в технике пластилинографии и дает общую инструкцию (демонстрационный показ на мольберте):
- Начинаем создание осеннего пейзажа с мелких деталей. Отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного цвета, и, надавливая на него, примазывая, заполняем пространство нужной нам детали.
- Таким способом прорабатываются все мелкие детали пейзажа (листочки, капельки и др.)
- Затем заполняем более крупные, удлинённые детали (стволы деревьев, веточки). Берем кусочек пластилина, кладем на доску и раскатываем длинную колбаску. А теперь разглаживаем пальчиком пластилин, выравнивая, не выходя за контур.
- Далее, вы будите работать над другими деталями, самостоятельно выбирая нужные цвета для фигур (улитка, корзинка, грибочки, дети)
После разбора схемы-последовательности, воспитатель предлагает детям приступить к работе. Тем, кто усвоил последовательность, можно работать самостоятельно, а кто хочет, может это делать совместно с педагогом дружно, отгадывая загадки:
- Отгадайте загадку:
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Лист)
Какого цвета осенью листья? (красные, жёлтые, разноцветные)
Давайте раскрасим на нашей картине все листочки. (Раскрашивают листья)
Готовы отгадывать следующую загадку? (Да)
- Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Каким цветом ствол у клёна, у берёзы? (У клёна коричневый, у берёзы белый с черными пятнами)
Давайте раскрасим стволы деревьев.
- Молодцы ребята, хорошо у вас получилось. А у меня ещё загадка есть.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
(Человек)
Я вам предлагаю выбрать те цвета пластилина, которые вам нравятся, и раскрасить детей на наших картинах. (Дети самостоятельно выбирают цвет пластилина и раскрашивают фигуры детей).
- Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (улитка) (Дети самостоятельно выбирают цвет пластилина и раскрашивают фигурку улитки). - Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Дети самостоятельно выбирают цвет пластилина и раскрашивают грибочки).
Воспитатель:
Наши пальчики устали, они желают поиграть.
В круг скорее все вставайте и за мною повторяйте.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем . (Шагают по кругу)
Воспитатель:
Отдохнули, поиграли,
За работу всем пора.
На места садитесь детвора.
Картины почти готовы, осталось только нарисовать фон, для этого мы будем смешивать пластилин. Для неба мы смешаем два цвета. Подскажите какие? (Синий и белый).
А для почвы будем смешивать три цвета. Какие подойдут нам цвета? (Оранжевый, жёлтый, зелёный).
Смешивают цвета и раскрашивают.
Воспитатель:
Вот такие красивые пейзажи у нас получились.
III. Рефлексивный этап:
Воспитатель:
Ребята возьмите работы и в круг вставайте,
Друг, другу работы свои покажите и немного о них расскажите.
Что мы сегодня делали?
Пейзаж, какого времени года?
Какие приемы использовали?
Кого вы научите делать такой пейзаж?
Как вы считаете, справились мы с заданием, смогли восстановить экспозицию?
Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые. Нашу выставку посмотрят ребята из других групп и увидят, что можно нарисовать осенний пейзаж не красками, ни карандашами, а пластилином. Воспитатель размещает работы детей на стенде.