День Победы

Авторизация

Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в музыкальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Поэтому не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. 

Вот несколько рекомендаций, как помочь детям научиться слушать музыку.

  1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
  2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
  3. Выбирайте для слушания и вокальную музыку ( музыка для голоса) или инструментальную (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Послушайте записи известного сочинения

П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов.

У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами».

 В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает.

А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

  1. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
  2. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

  1. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки

Какую музыку рекомендуют слушать дошкольникам? 

  • П. Чайковский«Танец маленьких лебедей»;
  • Ж. Рамо«Курица»;
  • П. Чайковский«Марш из балета «Щелкунчик»;
  • Д. Шостакович«Вальс-шутка», «Интермеццо», «Мурзилка»;
  • Ф. Шопен«Мазурка», «Прелюдии»;
  • И. Штраус«Вальсы»;
  • А. Рубинштейн«Мелодии»;
  • И. Бах«Кантата», «Итальянский концерт»;
  • Л. Ван Бетховен«Лунная соната», «Симфония ля-минор»;
  • И. Брамс«Колыбельная»
  • К. Дебюсси«Свет луны»;
  • Ф. Шуберт«Аве Мария»;
  • Й. Гайдн«Симфония»;
  • Г.-Ф. Гендель«Менуэт».

Релаксирующая (расслабляющая)

  • К. Дебюсси. "Облака".
  • А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.
  • К.-В. Глюк. "Мелодия".
  • В.-А. Моцарт. "Реквием".
  • К. Сен-Санс. "Карнавал животных".
  • Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".
  • И. Брамс. "Вальс № 3".
  • Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".
  • Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

  • Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".
  • И. Брамс. "Венгерский танец № 7".
  • А. Дворжак. "Славянский танец № 2".
  • Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".
  • В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".
  • Э. Григ. "Утро".
  • И.-С. Бах. "Шутка".
  • И. Штраус. "Весенние голоса".
  • Ф. Шопен. "Прелюдии".
  • Б. Монти. "Чардаш"

Активизирующая (возбуждающая)

  • П. И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.
  • Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".
  • В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".
  • Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".
  • М. И. Глинка. "Камаринская".
  • В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Успокаивающая (умиротворяющая)

  • Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
  • Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.
  • М. Глинка. "Жаворонок".
  • А. Лядов. "Музыкальная табакерка".
  • К. Сен-Санс. "Лебедь".
  • Ф. Шуберт. "Серенада".
  • П. И. Чайковский. "Вальс цветов"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

  • И.-С. Бах. "Ария".
  • А. Вивальди. "Времена года".
  • С. Прокофьев. "Марш".
  • Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".
  • В.-А. Моцарт. "Гроза".
  • В.-А. Моцарт. Симфония № 40.
  • Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.
  • П. И. Чайковский. "Времена года"

Уважаемые родители, если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувства слушателя. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. 

                                   Благодарю за внимание!

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Навигатор дополнительного образования

Телефон горячей линии
главного управления
образования по вопросам
качества питания - 226-15-30.

15412414

Красноярский стандарт качества образования

kskobanner

ВФСК ГТО

© CopyRight МБДОУ Детский сад № 42 город Красноярск создание сайта: «Меридиан»