Мини музей

В апреле этого года (2017) прошел конкурс «Моя малая Родина», композиция «Мини музей Красноярского Края». Наш образовательное учреждение, как и наша группа «Кораблик» в частности, не стала исключением и приняла участие.

Концепция идеи нашей группы заключалась в том, чтобы показать детям на сколько обширен и велик наш родной край, богат историей и различными народностями.

Название нашего мини музея «Коренные народы Енисея».

Для него мы создали образцы костюмов разных народов нашего края, которые дети в свободном доступе могут примерить на кукол стандартного (большинства) имеющихся в группе, и в последствие создавать свои рассказы и сказки. Так же для примера создания сказок, историй и пересказов, нам удалось собрать несколько книг с северными сказками, рассказами. Ко всему этому мы подключаем работу на фланелеграфе с героями северных рассказов.

Хотим с вами поделиться трудом не только воспитателей, но и родителей, которые приняли участие в создании нашего мини музея группы, и выражаем им огромную благодарность! Спасибо!

Хотелось бы добавить, что нам хотелось не отставать от концепции общего музея нашего ДОУ, который так же отображает северную народность края.

А сейчас мы посвящаем вас в небольшую историю некоторых народов нашего края, для того чтобы вы могли сравнить похожесть и правдоподобность нашей идеи. 

«Коренные народы Енисея»

Долганы

Долганы — один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Численность долган сегодня примерно 6 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе.
Основной ареал расселения долган - Хантангский и Дудинский районы Таймырского АО, Анабарский район Якутии. Небольшое число долган расселено также на Енисее в районе Дудинки.
Долганы сложились в результате слияния групп эвенков и других малочисленных тунгусских племен, в этногенезе долган участвовали и якуты. Происходило это в условиях широкого распространения якутского языка, понятного всем народам региона. Теснимые якутами, долганы постепенно мигрировали на Таймыр, где и проживают до настоящего времени. Долганский язык — древний якутский язык периода активной миграции якутов и их контактов с тунгусскими народами.

Хозяйство и быт

Для долган характерна кочевая жизнь. Кочевое оленеводство, рыболовство и охота — традиционные отрасли хозяйства. Самым распространенным жилищем у долган был конический шалаш, покрытый ровдугой (летом) или шкурами (зимой).
У долганов в отличие от других сибирских народов, полное несовпадение мужской и женской одежды. Мужская одежда долганов тяготела к эвенкийской, где она являлась и мужской и женской; в то же время женская одежда совпадала с одеждой авамских эвенков; в мужской одежде наблюдались еще и элементы якутской одежды.

Духовная культура

Несмотря на то, что с Х1Х в. долганы официально считались православными, в их среде продолжал господствовать анимизм. Большую роль играло шаманство. Мир состоял из нижнего, среднего и верхнего миров, по которым во время камлания и путешествовал шаман.

                                                                      Шорцы

Шорцы - народ в Российской Федерации (15,7 тыс. человек). Живут в основном в Кемеровской области (12,6 тыс. человек), а также в Хакасии (1,2 тыс. человек) и Республике Алтай и др.

Хозяйство и быт
В начале XVII века главным занятием значительной части шорцев было кузнечество. На этом основании в русских документах район их обитания именовался «Кузнецкой землей», а сами они — «кузнецкими людьми». Кузнечное производство исчезло к концу XVIII века вследствие прекращения спроса на железные изделия со стороны кочевников. С этого времени основным занятием шорцев стали охота на пушного и копытного зверя, земледелие, а также потребительское и товарное рыболовство. Каждый род, позднее большая семья, владели определенной территорией, память о которой сохраняется до сих пор. Шорское земледелие было двух типов: плужное в северной части Горной Шории и мотыжное на юге.

Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта). Женская рубаха - длинная с разрезом на груди. Южные Шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные - чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой - овчинные шубы, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков - из кендыря).

Духовная культура 

С 1858 года шорцы считались православными, носили христианские имена. Но наряду с официальной религией у них прочно сохранялись традиционные верования в хозяев природы: духов огня, ветра, воды, гор, лесов, источников, домашнего очага. Общение с ними происходило через посредника — шамана.

Телеуты

Телеуты — коренной народ в Российской Федерации, один из самых малочисленных народов юга Западной Сибири.

Большинство современных телеутов живет в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области, небольшие группы имеются в Новокузнецком районе, а также в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края и Шебалинском районе Республики Алтай. Переписи 2002 г. телеутами себя назвали 2700 человек.

Хозяйство и быт

На территории расселения телеутов, отличающейся многообразием природных условий, исторически сложилось два хозяйственно-культурных типа: кочевых скотоводов и пеших охотников.

Духовная культура

Несмотря на свою малочисленность, телеуты продолжают сохранять многие элементы своей духовной традиционной культуры. Особенно отчетливо культурная специфика проявляется в семейной обрядности (красочная, многодневная телеутская свадьба). Сохраняются особенности в погребальной и поминальной обрядности. В устном народном творчестве продолжают бытовать обрядовые и другие песенные жанры. Живы традиции покроя и украшения одежды — туникообразного платья с красочно расшитым воротником, многоцветные домотканые пояса и праздничные украшения имеются у большинства женщин в селе и городе. Традиционной религией телеутов является шаманизм, сходный с шаманизмом других алтайских народов. Шаманские представления и обряды, некоторые культы («эмэгендер», «сом») продолжают бытовать до сих пор. Значительный пласт религиозных представлений связан с православием.

  

Ненцы

Ненцы — коренное население европейского Севера и севера Западной Сибири. Выделяются две этнографические группы ненцев: тундровые и лесные, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту и некоторым особенностям культуры.

Ненцы расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. За Уралом ненцы живут в низовьях Оби и Енисея, на Ямальском, Тазовском и Гыданском полуостровах. Ненцы — самый крупный народ среди коренных народов Севера. В 2002 г. их насчитывалось в России 41302 человек.

Хозяйство и быт

Ведущая традиционная отрасль ненцев — оленеводство, рыболовство, охота. Для ненцев тундровой зоны характерны длительные сезонные перекочевки. Зимнее время оленеводы проводят на границе леса, летом — вблизи морского побережья.

Ненцы с давних времен называют себя «детьми оленя». Вся их жизнь связана с оленем. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Жилищем ненцов является конический чум.

Верхняя одежда ( малица, сокуй) и обувь ( пимы) шились из оленьих шкур Передвигались на легких деревянных нартах.

Пища — оленье мясо, рыба.

Духовная культура

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов — хозяев неба, зелми, огня, рек, явлений природы.

Рост этнического самосознания ненцев способствует возрождению многих элементов их традиционной материальной и духовной культуры. 

Нганасаны

Нганасаны — коренной народ на севере Таймырского полуострова в Российской Федерации. По месту проживания, некоторым различиям в культуре и языке нганасаны подразделяются на западных (авамских) и восточных (вадеевских). Являются самым северным народом на Евразийском материке.Основная часть нганасан концентрируется в центральной и юго-восточной части Таймырского полуострова в административных границах Дудинского и Хатангского районов. По переписи 2002 г. численность нганасан составила 834 человека.

Хозяйство и быт

До 70-х годов основу традиционного хозяйства нганасан составляло кочевое оленеводство. Позже основной отраслью хозяйства стала осенняя охота на дикого оленя на реках во время его миграции на юг, а также пушная охота и рыболовство. Сложившийся тип хозяйства сохраняется и ныне.

Духовная культура

Особенности расселения и хозяйственной деятельности нганасан долгие годы способствовали хорошей сохранности традиционной культуры. Многие ее элементы (пища, одежда, средства передвижения, традиционное мировоззрение, календарная и семейная обрядность и др.) сохраняются и сегодня, приобретая новые формы проявления. Так, например, традиционный для нганасан обрядовый праздник «Чистый чум», проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи, превратился ныне в весенний фольклорный праздник. Стойко сохраняются, причем, не только среди пожилых людей, кормление огня и семейных реликвий. Не исчез окончательно и семейный шаманизм. 

Энцы

Энцы - народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (Российская Федерация). Около 200 человек. Язык энецкий, относящийся к самодийской семье уральских языков. Верующие – православные, частисно сохраняются и традиционные верования, включавшие почитания стихий природы.
В настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края.

Хозяйство и быт

Основу хозяйственного уклада энцев составляют домашнее оленеводство, охота на дикого оленя, пушной промысел и рыболовство. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.

Основное жилище энцев — чум, но он имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским, что определяется принадлежностью этих народов к единой культуре охотников на диких оленей.

Традиционная пища — свежее и мороженое мясо, летом — свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу.

Духовная культура

Верующие – православные, частисно сохраняются и традиционные верования, включавшие почитания стихий природы.

 

Селькупы

Селькупы – народ самодийской группы уральской языковой семьи. Перепись населения 2010 года показала численность населения народа 1988 чел.

По гипотезе ученных, селькупы сформировались в результате взаимодействия самодийских племен и населения таежного междуречья Оби и Енисея. Проживают на юго-востоке округа.

Хозяйство и быт

Доминирующие отрасли хозяйства — рыболовство, охота (в том числе охота на пушного зверя). Подсобное значение играет собирательство. Основным типом жилища становится, вместо прежней бревенчатой землянки, переносной чум; основным транспортным средством наряду с традиционной лодкой — нарты. Основу пищевого рациона составляют рыба, боровая и водоплавающая дичь. От русских селькупы переняли хлеб, чай, соль, крупы, молоко. Зимняя одежда изготовлялась из шкур зверей, оленей, летняя — из крапивного холста. В XIX в. распространилась покупная одежда, заимствованная у русских.

Духовная культура Традиционными верованиями селькупов являлись анимизм и шаманизм. Мир у селькупов состоял из трех пластов – небесного, земного и подземного, причем небесный и подземный делились еще на 7 частей. Дар шамана передавался по наследству, чаще всего по мужской линии, но известны и женщины-шаманы.

С 18 века селькупы приняли христианство, но многие верования, обряды и праздники существуют и по сей день. 

Кеты

Кеты – коренной народ, живущий в среднем течении Енисея. Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами.

В настоящее время основная часть кетов живет в Туруханском, Северо- Енисейском и Енисейском районах Красноярского края, а также в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. Язык — кетский. Общая численность кетов по переписи 2002 г. составляла 1494 человека. 

Хозяйство и быт

Бытовой уклад кетов в селах ничем не отличается от русского населения. Некоторые черты традиционного быта сохраняются лишь в период нахождения на промысле, которым занимается незначительная часть кетского населения.

Из традиционной материальной культуры сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лодки, лыжи, ручные нарты), зимняя обувь, а также некоторые орудия труда.

Духовная культура

В большей мере сохраняются отдельные элементы традиционной духовной культуры – религиозные воззрения, семейно-родовые и погребальные культы, изобразительное искусство, устное, особенно песенное народное творчество.

Кеты, как этническая система, безусловно, находятся в «зоне риска». Невысокая численность, усиление ассимилятивных процессов (более половины семей – смешанные в национальном отношении) делают их этническое будущее трудно предсказуемым. Представляется, что будущее кетского этноса будет во многом зависеть от успешного решения социально-экономических проблем района. 

Эвенки

Эвенки — коренной народ Российской Федерации. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.

Эвенки сложились на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья, населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре.

По переписи 2002 г. численность эвенков составляла 35527 человек.

Хозяйство и быт

В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они — охотники-оленеводы. Верховой олень — главная визитная карточка этого народа. Рыбалка для эвенка — та же охота. Эвенки - прирожденные кочевники.

Духовная культура

Традиционной религией является шаманизм.

Многие эвенкийские лидеры связывают возрождение своего народа с возможностями собственной традиционной культуры, которая представляется им вполне самодостаточной, способной не только выжить, но и успешно развиваться в условиях сосуществования с другой внешней культурой.

Год семьи 2024

С Днем Победы!

logotip 9 maya

ВФСК ГТО