Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 19 комбинированного вида" |
|
Сведения об образовательной организации
|
Правила БезопасностиТелефон горячей линии - "За безопасность!"224 - 84 - 54Паспорт дорожной безопасности образовательного учрежденияБезопасный путьПожарная безопасность
АРХИВ
Террористическая безопасность
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЯПравила поведения на железной дорогеБезопасность в летний период
Что должны знать дети, чтобы защитить себяII. Что должны знать дети, чтобы защитить себяРебенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей. Необходимо научить ребенка:
При этом следует объяснить, что:
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:
Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной. Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить. Взаимоотношения с посторонними Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:
III. Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьмиПедагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицами и др. Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие , а также формирование чувства безопасности. Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника. Существуют различные пути, чтобы начать беседу:
Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог. Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее: 1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. 2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:
3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так». 4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения. 5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов. 6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка. 7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком. 8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершение сексуального насилия это может напугать ребенка. 9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы. 10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку. 11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти. Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами. В их число входят представители ОКМДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие, чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные нарушения (привлечениек административной ответственности, наличие судимости и т.д.). Помимо помощи пострадавшим от насилия большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях. На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д. Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др. Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий. Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей. Оценка состояния детей - жертв физического насилия должна включать: анамнез; данные физического обследования; протокол рентгеновского исследования; исследование системы свертывания крови; цветные фотографии; данные обследования братьев и сестер; официальное медицинское заключение; характеристику поведения пострадавшего; оценку развития ребенка. Особое значение в этих случаях придается медико-социальному патронажу, выполняемому работниками детских поликлиник. Осмотр ребенка по любому поводу ( при обращении родителей, профилактический осмотр и другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки насилия. В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно прежде всего:
Таким образом, прервать насилие и жестокое обращение с детьми и подростками способны следующие меры:
Приложения 1 Советы для самых маленьких Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:
Советы для детей младших классов
Советы для подростков
Памятка (подростку). Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил: 1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены 2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем 3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности 4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите 5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации 6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого 7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины 8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых 9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком Приложения 2 Памятка родителям Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь! Физические наказания:
Какой урок из этого выносит ребенок?
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
Советы родителям1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии. 2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать. 4. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни. 5. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!" 6. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте как Ваши дети общаются. 7. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность 2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника 3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются 4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя 5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль 6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок 7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть 8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен 9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен. Памятка-путеводитель безопасности детейЖизнь и здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Здоровье детей – это будущее нашей страны. Вызывает серьёзную озабоченность ситуация с участившимися случаями совершения тяжких и особо тяжких преступлений в отношении детей, сексуального домогательства к ним. ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО: НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребёнок стал жертвой насильственных преступлений; ХОЧЕТ обеспечить спокойствие и порядок в своем городе (посёлке); ГОТОВ совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков. ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО: СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков; ЗНАЕТ, что не может оставаться равнодушным к действиям насильников и убийц. К сожалению, ничто не может гарантировать ребенку абсолютную защищенность, но необходимо научить его простым правилам безопасного поведения. И это под силу каждому! Уважаемые взрослые, ЗАПОМНИТЕ: 1. Говорить с ребенком о безопасности всегда нужно в доверительной манере, ни в коем случае нельзя угрожать, рассказывая о правилах поведения. 2. Необходимо развивать у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время без вашего присмотра, говорить открыто о том, что его беспокоит. 3. Важно внушить ребенку, что никто не имеет права его трогать. Если кто-то все-таки пытается это сделать против его воли, он должен немедленно об этом сообщить. 4. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ним о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой. 5. Оговорите границы окрестности, где ребенку можно гулять. 6. Придумайте условное слово опасности, своего рода пароль, сказав которое, ребенок даст понять вам, что он в опасности и нуждается в помощи. 7. Ребенок обязательно должен знать свое имя и имена родителей, их телефоны, а также домашний адрес. 8. Не покупайте детям вещи с их именами, а также значки и другие предметы с указанием имени ребенка. 9. Всегда спрашивайте, откуда у ребенка та или иная вещь, которую вы ему не покупали. 10. Если вы заметили странность в поведении ребенка, постарайтесь узнать о том, что его беспокоит. САМОЕ ГЛАВНОЕ! Если ребенок вовремя не вернулся домой, сразу звоните в полицию! Лучше ложная тревога, чем трагедия! Научите детей элементарным правилам безопасности, основным из которых является ПРАВИЛО ПЯТИ «НЕЛЬЗЯ»: 1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в дом! 2. Нельзя заходить с незнакомцами в подъезд и лифт! 3. Нельзя садиться в автомобиль к посторонним людям! 4. Нельзя принимать от незнакомцев подарки и соглашаться куда-либо с ними пойти или проводить их! 5. Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты! Эта памятка подскажет вам, как себя вести и куда обратиться, если ваш близкий человек стал жертвой или свидетелем преступления! Почему именно ДЕТИ часто становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребёнку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия. ИЗБЕЖАТЬ НАСИЛИЯ МОЖНО Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. Ваши дети должны научиться доверять своим чувствам. Если вдруг у них появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или их что-то насторожило, то лучше отойти от него. БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!! Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником. Для этого нужно навсегда усвоить ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕХ «НЕ» 1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом! 2. Не заходи с незнакомцами в лифт и подъезд дома! 3. Не садись в машину к посторонним людям! 4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты. А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? Всё равно скажи «НЕТ» Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать. В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ» - Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи – НЕТ; - Если за тобой в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее – НЕТ; - Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то – НЕТ; - Если новый знакомый угощает чем-то – НЕТ. Ненужные разговоры с посторонними Очень часто преступники пользуются доверчивостью детей. Предлагают подвезти до дома или посмотреть животное, поиграть в любимую игру. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае. Объясните ребёнку, что преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей или тётей. Поэтому наш СОВЕТ: На все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо отвечать «НЕТ», даже если очень интересно. А придя домой надо ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказать взрослым об этом человеке. Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!» Это очень ОПАСНО! От такого человека надо бежать сломя голову, и, придя домой, ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказать об этом родителям. Итак, вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой: - Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай. - Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься. - Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «НЕТ» - Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями. - Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от неё и ни в коем случае не садись в неё. - Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне. ГДЕ преступники поджидают своих жертв? В ЛИФТЕ - Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину. - Если в вызванном лифте уже находился незнакомый человек, не входи в кабину. - Не входи с незнакомым человеком в лифт. - Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. - Постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа. - Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь. - Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший. А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам: - Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником. - Если можешь, защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай в чём есть. В ПОДЪЕЗДЕ - Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу. - Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить. - Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома. - Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром. - При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любыми способами. В ЧУЖОЙ МАШИНЕ Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнить «Правила поведения в автомобиле»: - Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям. - Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к машине внимание других водителей, если перекрёсток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника полиции. - Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины. - Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры. - Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту. НА УЛИЦЕ! На улице днём детей подстерегает множественно опасностей. Вот что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец: - Не жди, когда тебя схватят. - Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи, ключи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь. - Убегай в сторону, где много людей. - Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку. - Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего). - Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль. - Как только он ослабит хватку – убегай. Правила поведения на улице - Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними. - В автобусе, маршрутном такси, троллейбусе садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя. - Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу. - Не ходи в отдалённые и безлюдные места. - Иди по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, маршрутного такси, троллейбуса. - Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут. - Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону. - Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время. Дома тоже не всегда безопасно! Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывают в молодежных компаниях и приобретают первый опыт отношений с молодыми людьми, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях. Нужно помнить, что большая часть сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а обычными, на первый взгляд, людьми, в том числе приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы или в гостях. Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие Правила поведения в гостях: - В большинстве случаев одно только согласие девушки пойти в бар или ресторан расценивается как понимание, к чему идёт дело, и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра. - Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своём отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет». - С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования. - Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке: несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида, уходить вместе. - Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым. Но насилие грозит не только девочкам-подросткам. Всем следует знать Правила поведения в своём доме: - Перед тем, как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей. - Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут. - Если без вызова пришёл сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом, и наведи справки. - Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и попроси помощи. - Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет. Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!! Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые. Зачем же тогда отворять дверь? Ребёнок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить по телефону у соседей, которых давно знаете, родственников. Но ещё хуже, когда детей насилуют близкие родственники, – тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные "семейные" преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребёнка есть права, которые защищаются законом! Любой ребёнок может обратиться в полицию. По закону, дело об изнасиловании несовершеннолетней может быть возбуждено и без подачи заявления. Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в полицию, надо обратиться к маме, к друзьям, к хорошо знакомым соседям, учителям, или позвонить по телефону доверия. Конечно, сделать это ТРУДНО, но всё-таки НУЖНО! ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли. Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию. Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком: нет ничего дороже счастья собственного ребенка. Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться. Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции. Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери. Что вы можете сделать сами Никогда не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. В настоящее время можно установить на своем телефоне программу поиска ребенка (некоторые компании мобильной связи предоставляют услугу «Ребенок под присмотром»). Будьте внимательны к мужчинам-одиночкам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому уполномоченному полиции проверить документы, как педофил исчезает из района. Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Известны случаи, когда педофилом оказывался преподаватель, тренер. Руководители учебных заведений либо не знали об этом, либо просто закрывали глаза. Поэтому не поленитесь, познакомьтесь с учителями-мужчинами, тренером, если ребенок ходит в спортивную секцию, поприсутствуйте на занятиях. Если ребенок рассказал вам о том, что его или кого-то из других детей преследовал какой-то мужчина, обнажал половые органы, делал непристойные предложения, сразу же обращайтесь в полицию, пока ребята не забыли приметы этого лица. Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания. Если вы видите, что даже не вашему, а чужому ребенку что-то угрожает, он попал в какую-то двусмысленную ситуацию, – не проходите мимо, постарайтесь ему помочь. ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ни в коем случае не вините его в случившемся. ПОМНИТЕ: в этом случае ему, прежде всего, нужны психологическая помощь и ваша поддержка. Незамедлительно вызывайте полицию! Своевременное обращение в правоохранительные органы – это залог скорейшего изобличения преступника! Ни в коем случае не стирайте и не выбрасывайте одежду, в которой ребенок находился в момент нападения. Постарайтесь, чтобы ребенок до его медицинского освидетельствования не совершал гигиенические процедуры (не мыл тело, руки). Все это необходимо для получения образцов для последующего проведения экспертных исследований. Вы или Ваш ребенок оказались свидетелем преступления? Располагаете сведениями о готовящемся преступлении или местонахождении скрывающихся преступников? Тогда: 1. Немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы: - позвоните «02» или с мобильного телефона «112» (звонок является бесплатным); - лично обратитесь в ближайший отдел полиции к оперативному дежурному; - в случаях, если о совершенном или готовящемся преступлении вам стало известно во время следования в железнодорожном транспорте, незамедлительно проинформируйте о произошедшем проводника вагона или начальника поезда, которые обеспечат вызов сотрудников полиции, сопровождающих поезд; - в случаях, если о совершенном или готовящемся преступлении вам стало известно во время следования в воздушном или водном транспорте, незамедлительно сообщите о произошедшем членам экипажа. 2. Не пытайтесь лично задерживать преступника, так как это может быть опасно. 3. При необходимости окажите пострадавшему первую медицинскую помощь. 4. Не покидайте место происшествия до прибытия сотрудников полиции. 5. Постарайтесь запомнить и подробно описать сотрудникам полиции приметы злоумышленника (рост, телосложение, одежда, обувь, черты лица, цвет волос, голос, наличие ручной клади и иные характерные приметы). 6. В случае обнаружения подозрительного (взрывоопасного) предмета (бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, натянутая проволока или шнур, свисающие из-под механизмов провода, или изолирующая лента либо иной предмет, нахождение которого в указанном месте странно) необходимо: не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку, отойти на безопасное расстояние и незамедлительно сообщить о находке сотрудникам полиции, проводникам поезда, членам экипажа водного или воздушного судна. 7. Находясь на месте происшествия, старайтесь ничего не трогать до прибытия сотрудников полиции и Следственного комитета Российской Федерации. 8. Запомните или запишите данные возможных подозреваемых лиц и свидетелей. По возможности используйте фотокамеру мобильного телефона. Передайте эти данные сотрудникам правоохранительных органов. 9. Подробно расскажите об известных вам обстоятельствах и подозрениях сотрудникам правоохранительных органов. Действия специалиста в области возрастной и педагогической психологии, получившего информацию о преступлении от несовершеннолетнего В случае, если специалисту в области возрастной и педагогической психологии при выполнении своих профессиональных обязанностей или при иных обстоятельствах стало известно о совершении преступления в отношении несовершеннолетнего, НЕОБХОДИМО: 1. Подробно выяснить обстоятельства произошедшего (кем, где, когда и каким образом совершены противоправные действия). 2. В соответствии с вышеуказанными рекомендациями максимально быстро сообщить в полицию и действовать согласно полученным инструкциям. 3. В случае, если преступления в отношении несовершеннолетнего продолжаются либо совершаются кем-то из родственников или иных лиц, с которыми несовершеннолетний находится в постоянном контакте, принять меры к исключению общения с указанными лицами до прибытия сотрудников правоохранительных органов. ПОМНИТЕ: ничего не может быть превыше безопасности детей, которые, как известно, чужими не бывают! Дорожная безопасность
И еще немного о дорожной безопасности в ДОУ (перейти)Безопасность детей-забота взрослых |