«Путешествие в деревню» творческий познавательный проект подготовительная группа «Лучики»
Воспитатели: Марфенок Е.А.
Серебрякова Ю.В.
Актуальность
Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Давайте подумаем какие. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства. Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причина вымирания деревни и как ей выжить? Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Цена приспособленности крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве. Дополняя личными. Опираясь на наблюдения и свой опыт. Духовный мир крестьянина обогащал восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность. Трудолюбие и любовь к семье, в котором проводились трудовые и нравственные воспитание. В семье воспитывалось уважение друг к другу, взаимопомощь. Мы городские жители не имеем этнического лица. Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней.
Без традиции и культуры нет ни одного народа – это часть общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как отечественную историю.
Как нам не хватает этого сейчас!
Паспорт проекта: краткосрочный, творческий, познавательный:
Цель:
- Приобщение детей к историческим и духовным ценностям жителей деревни, воспитание уважения к культурным традициям.
- Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных и бережного к ним отношения.
4.Развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Сформировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям деревенских жителей.
- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
- Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Возраст детей 6-7 лет.
IЭтап история возникновения проекта:
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
II этап. Сбор информации
Средства:
- Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов».
- О. В. Колесникова «Развитие ребёнка», Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей».
Деятельность:
- Рассматривание альбомов, энциклопедий, книг по теме
- Отгадывание загадок
- Чтение литературы с обсуждением содержания
- Чтение стихотворений
- Разучивание пальчиковой гимнастики
- Разучивание игр на координацию речи с движением
- Просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом», «Бобик в гостях у Барбоса»
- Игры-имитации «Изобрази, а мы угадаем»
III этап. Реализация проекта
Речевой центр:
- Рассматривание картин из серии «Домашние животные»
- Рассказывание по теме «Деревенский домик»
- Беседы: «Контакты с животными», «Забота о животных», «Польза от животных», «Как ухаживать за животными», «Кто ухаживает за домашними животными», «Как бы мы жили без домашних животных», «Каких животных можно назвать домашними»
- Стихи и загадки про домашних животных
- Рассматривание книг, журналов, энциклопедий
- Знакомство с пословицами и поговорками о животных, о труде
- Чтение с последующим обсуждением: Л. Толстой «Пожарные собаки», , Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Бр. Гримм «Бременские музыканты», Г. Остер «Котёнок Гав».
- Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем отличаемся?»
- Ситуативные беседы «Как нельзя обращаться с животными», «Что произойдет, если домашнее животное выпустить в дикую природу».
- Толкование пословиц
- Выставка книг о животных
- Знакомство с профессиями людей, работающих в деревне
Центр искусства:
- Рисование сюжетов по теме
- Работа с трафаретами и пластилином
- Рисование «Мое любимое домашнее животное»
Центр конструирования:
- Конструирование «Построим дом в деревне»,
Центр игры:
- Д/игры: «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «У кого кто?», «Кто где живёт?», «Назови жилище», «Один – много», «Скажи ласково», «Чем накормить?», «Чего не хватает?», «Где чей хвост?», «Помоги найти маму», «Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит», «Я знаю 5 названий домашних животных».
- Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница»
- Имитация движений «На бабушкином дворе»
- Подвижные игры «Кот и мыши», «Овцы и волк»
IV этап. Презентация проекта
- Плакат (Коллективная работа) «Путешествие в деревню к домашним животным».
- Проведение викторины «Знаешь ли ты деревню?»