Адаптированная основная образовательная программа
АООП ДО детей с ТНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и положениями Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (от 5 до 7-ми лет), имеющих тяжелые нарушения речи.
В АООП ДО детей с ТНР дано описание особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, определено содержание образовательной работы с вашими детьми.
Реализация АООП ДО детей с ТНР осуществляется в группах компенсирующей направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.
АООП ДО детей с ТНР состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Обязательная часть АООП ДО детей с ТНР предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программное обеспечение образовательного процесса основной части АООП ДО детей с ТНР строится с использованием инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой, дополненной некоторыми коррекционными и парциальными программами.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) учитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива.
Содержание АООП ДО детей с ТНР в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел АООП ДО детей с ТНР включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения АООП ДО детей с ТНР, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию АООП ДО детей с ТНР, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел АООП ДО детей с ТНР включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).
АООП ДО детей с ТНР опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП ДО детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.
Коррекционная программа:
- является неотъемлемой частью, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;
- учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
АООП ДО детей с ТНР обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
В Организационном разделе АООП ДО детей с ТНР представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, условия реализации программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 330
Приложение 1 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Приложение 3 Циклограмма культурных практик
Приложение 4 План взаимодействия с родителями
Приложение 6 План мероприятий по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Приложение 7 Взаимодействие с социальными институтами в реализации содержания АООП для детей с ТНР
Приложение 8 Перечень оборудования и оснащения (предметов)
Приложение 10 Режим дня теплый период
Приложение 10 Режим дня холодный период
Приложение 11 Режим двигательной активности
Приложение 12 Расписание ООД НА 2022-2023 учебный год
Приложение 13 Перечень праздников и мероприятий
Приложение 14 Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ № 330