Вверх
Вниз

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетли­во выступает тесная связь речевого и умственного воспита­ния детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функ­ции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающи­ми людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развитие связной речи у детей оказывает влияние на эстети­ческое воспитание: пересказы литературных произведений, составление рассказов по сюжетным картинкам развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-рече­вой опыт детей.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Советы родителям по развитию связной речи детей 3 лет

  • Учить составлять рассказы по предметным картинкам (произносить фразы, состоящие из 2-3 слов);
  • Обучать пересказыванию сказок таких, как «Репка», «Цыпленок», «Козлята и волк» и т.д.

Советы родителям по развитию связной речи детей 4-5 лет

  • Проводить игры на описание признаков предметов и явлений, выделять существенные признаки с использованием предметных картин;
  • Учить самостоятельно, составлять рассказы по сюжетным картинкам, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прилагательные, предлоги, слова, отражающие эмоциональное состояние и эстетические характеристики.
  • Задавать вопросы после прочтения сказок, стимулировать ребенка вспоминать строки отдельных стихотворений, рассказов, отгадывать загадки, находить ошибки в картинках-нелепицах.

Советы родителям по развитию связной речи детей 5-6 лет

  • побуждать детей самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы по серии сюжетных картин, самостоятельно расположив их в логической последовательности, достаточно полно и точно отвечать на заданные вопросы, составлять рассказы из личного опыта;
  • дословно употреблять пословицы, поговорки, загадывать загадки;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Советы родителям по развитию связной речи детей 6-7 лет

  • побуждать детей анализировать структуру предлагаемых высказываний: есть ли начало, как развивается событие, имеется ли завершение (конец);
  • давать здания на завершение предложений, исправление неправильных предложений, восстановление предложений (пропущенные слова);
  • составлять творческие рассказы по картинкам и на самостоятельно выбранные темы;
  • предлагать задания на умение выражать причинно-следственные связи в речи (после прочтения текса задавать вопросы на понимание).

Список использованной литературы

  1. Сырвачева Л.А.,Л.П.Уфимцева. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска.- Красноярск, 2015.
  2. Ушакова О.С., Е.М. Струнина. Методика развитии речи детей. -М., 2012.

© CopyRight Детский сад № 63 города Красноярска, создание сайта: «Меридиан»