Енисейская Сибирь

Рекомендации для "трудных" взрослых

”    

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. ”     Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  3. ”     Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  4. ”     Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчины – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  5. ”     Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
  6. ”     Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
  7. ”     Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребёнку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
  8. ”     При необычном написании ребёнком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребёнка в покое.
  9. ”     Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует ещё письмо «крючком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжёлыми последствиями.
  10.  ”     Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребёнка положение листа бумаги индивидуально
  11. ”     Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).
  12. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  13. ”     Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
  14. ”     Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за ЕГО успехи и достижения.
  15. ”     Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
  16. ”     Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
  17. ”     При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  18. ”     Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять,  с чем же связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
  19. ”     Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребёнка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребёнка.
  20. ”     Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете, друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нём, но и вас. Он не плохой, а просто другой.
  21.  ”     Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи не ребёнка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
  22. ”     Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
  23. ”     Помните! Для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё над ним превосходство в знаниях.
  24. ”     Приводя ребёнка в первый класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но  и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
  25. ”     Имея дело с первоклассниками, учитывайте факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка по-разному. Для ребёнка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
  26. ”     Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувства страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.
  27. ”     Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим не вас.
  28. ”     Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.
  29. ”     Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.
  30. ”     Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «ЛЕНОСТЬ» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
  31.  ”     Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
  32. ”     Бойтесь появления у ребёнка опыта «выученной беспомощности».
  33. ”     Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
  34. ”     Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  35. ”     Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «НЕ НАВРЕДИ»!

 Педагог-психолог Кузнецова Т.В.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Детско-родительский фестиваль «Коробка»

Красноярский стандарт качества образования

kskobanner

ВФСК ГТО