28.12.17 8

Что должны знать взрослые, если малышу от 2 до 3 лет?

  • На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
  • Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
  • Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
  • К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
  • Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
  • Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

Что должны делать взрослые, если малышу от 2 до 3 лет?

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Спроси у тети Оли и расскажи мне...», «Что ты сказал Мите?И что он тебе ответил?» и т.п.).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

Важно! Необходимо добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь ребёнка стала полноценным средством общения.

Развивать все компоненты устной речи.

Формировать словарь:

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Развивать умение  по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).ту, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, брать-класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться)
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький)
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Важно! К 3 годам дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.Необходимо способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Развивать звуковую сторону речи:

Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих С, З, Ц, шипящих Ш, Ж, Ч, Щ и сонорных Р, Л), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»).

Развивать грамматический строй речи:

Совершенствовать грамматическую структуру речи.Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Развивать связную речь:

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Формировать интерес и потребность в чтении:

Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых стихотворений. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Литературные произведения для чтения и рассказывания детям от 2 до 3 лет

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички:

«Наши уточки с утра...»;
«Пошел котик на Торжок...»;
«Заяц Егорка...»;
«Наша Маша маленька...»;
«Чики, чики, кички...»,
«Ойду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
«Из-за леса, из-за гор...»;
«Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;
«Огуречик, огуречик...»;
«Солнышко, ведрышко...».

Сказки:

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;
«Теремок», обр. М. Булатова;
«Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
«Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского;
«Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой;
«Ты, собачка, не лай...»,
пер. с молд. И. Токмаковой;
«Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина;
«Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;
«Сапожник», польск., обр. Б, Заходера

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия:

А.Барто «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»), «Кто как кричит»;
В. Берестов «Больная кукла», «Котенок»;
Г. Лагздынь, «Петушок»;
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
Э. Мошковская «Приказ»;
Н. Пикулева «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»);
М. Лермонтов «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка»;
А. Введенский «Мышка»;
А. Плещеев, «Сельская песня»;
Г. Сапгир «Кошка»;
К.Чуковский «Федотка», «Путаница».

Проза:

Л. Толстой «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»;  «Три медведя»;
В. Сутеев «Кто сказал „мяу"»;
В. Бианки «Лис и мышонок»;
Г. Балл «Желтячок»;
Н. Павлова «Земляничка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.
П. Воронько «Обновки», пер. с укр. С. Маршака.
Д.Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Ч.Янчарский «В магазине игрушек», «Друзья»  из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

28.12.17 8 02

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 128 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

© Оф.сайт Детского сада №40 г.Железногорск, 2012-2024