ДеПочему болит животик

Вряд ли найдется такая мама, ребенок которой никогда не жаловался на боли в животе. О чем сиг­нализирует боль, рассказывает врач - педиатр.

Боль в животе - распространенный симптом, отражаю­щий разнообразную патологию детского возраста. Если ре­бенок жалуется на животик, внимательно понаблюдайте за ним. Крохи извещают о болях плачем. Детки старше года уже могут показать или рассказать, где у них болит. Выслушайте все жалобы и обо всем сообщите доктору. Конечно, выставить ко­нечный диагноз только по болевому синд­рому невозможно, т. к. болевые ощущения далеко не всегда проявляются в местах рас­положения больного органа, но характер и локализация боли помогут предполо­жить, что у ребенка имеется тенденция к проявлению того или иного заболевания.

 О чем сигнализирует боль

  • Так, болевые импульсы, исходящие из печени, поджелудочной железы, желудка, кардиального (находящегося ря­дом с сердцем) отдела пищевода, верх­ней части кишечника и двенадцатиперст­ной кишки, воспринимаются как боли в эпигастрии (область живота, ограниченная сверху диафрагмой, снизу горизонтальной плоскостью, проходящей через прямую, со­единяющую наиболее низкие точки десятых ребер).
  • Болевые импульсы из тонкой и слепой кишки воспринимаются как боли околопупочной области. При поражении дистального отдела толстой кишки, моче­точников и органов малого таза (матки, маточных труб, яичников, семенного пузыря, предстательной железы, мочевого пузыря) боли ощущаются внизу, в надлобковой об­ласти живота.
  • Боли в правом подреберье могут у быть обусловлены дискинезией желчевыводящих путей. Именно этим заболеванием вызваны половина всех случаев болей в животе в детском возрасте. Дискинезия желчевыводящих путей - это нарушение поступления желчи в двенадцатиперстную кишку из-за расстройства моторики мышеч­ного аппарата желчевыводящих путей.

Врачи выделяют два типа нарушения работы желчных путей. Жалобы ребен­ка на интенсивную и приступообразную боль в правом подреберье, которая может усиливаться при физической нагрузке, от­давать в правое плечо и сопровождаться запором или диареей, скорее всего, вы­званы гипермоторным типом дискинезии. В этом случае желчный пузырь выбрасывает желчь быстрее, чем требуется, тонус пузы­ря повышен. Ребенок легко возбуждается и быстро устает. При гипомоторном типе дискинезии опорожнение желчного пузыря, наоборот, замедлено. Об этом типе дис­кинезии свидетельствуют тупые и ноющие болевые ощущения в правом подреберье или в верхнем отделе живота, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.

При заболевании желчных путей ре­бенка могут беспокоить головные боли, тошнота, отрыжка, горечь во рту (особенно по утрам). Среди обычных жалоб - повы­шенная утомляемость, слабость, ухудшение памяти, плохие сон и аппетит.

 Боль в животе - это серьезно

При появлении острых болей немед­ленно вызывайте «скорую». В этих случаях требуется срочно исключить хирургическую патологию. И ни в коем случае не давайте ребенку обезболивающие препараты. Такие лекарства на время облегчат боль, но при этом могут скрыть раз­витие серьезной болезни, например, аппендицит, не­проходимость кишечника или инфекционное заболевание. Если ребенок жалуется на постоянные ноющие или приступообразные, рециди­вирующие боли, это может свидетельствовать о разви­тии хронического процесса. Существуют десятки причин, по которым в детском воз­расте появляются боли в животе. И все чаще их вызывают заболе­вания желудочно-кишечного тракта. В первую очередь это связано с нерацио­нальным питанием детей. И потому первое, что мы рекомендуем больному ребенку, это диета. Специалисты нашего центра дают советы по здоровому питанию не только ребенку, но и всей семье. Когда в семье придерживаются здорового питания, ребен­ку легче соблюдать диету. И правильное питание становится для ребенка естествен­ным и привычным. Кроме того, специалисты центра подбирают для каждого маленького пациента индивидуальную программу ле­чения и реабилитации, которая включает в себя лечебную физкультуру, массаж, реф­лексотерапию и мануальную терапию.

Порой родители пропускают жалобы ребенка мимо ушей, мол, у детей такое бывает, поболит и пройдет. Но живот не болит просто так, и чем скорее вы по­кажете ребенка специалисту, тем лучше. Боль в животе - это серьезно. Чтобы избе­жать беды, не откладывайте на потом поход к доктору!

Если у взрослых от перенесенного стресса болит голова, то у детей - живот. Это так называемые невротические боли. Не спешите ругать и упрекать ребенка в нежелании учиться, если во время сборов в школу он часто жалуется на боли в  животе. Скорее всего, он так реагирует на трудности в школе, с которыми не в состоянии справиться.

Выясните причину, вызывающую столь серьезные переживания. Поговорите с учителем. Учитель должен знать, что происходит с ребенком, и оградить его от лишних волнений.

Во время сборов в школу обнимите своего ученика, скажите ему добрые слова. Порой этого достаточно, чтобы мышцы живота расслабились и боль прошла. Ребенок, у которого боли возникают в результате эмоционального стресса, очень нуждается в любви и ласке.

 Давай, малыш, поговорим

Задержка речевого развития - весьма распро­страненный диагноз, который специалисты ста­вят двухлетним детям. Надо ли бить тревогу или можно все пустить на самотек? Советы родите­лям дает логопед.

Интересно, что в наше «вербаль­ное», информационное время роди­тели часто жалуются, что дети позд­но начинают говорить или не говорят совсем до двух-двух с половиной лет. На профессиональном языке это называ­ется ЗРР - задержка речевого развития, а в быту - «мой ребенок все понимает, но не говорит».

 Что делать, если малыш не говорит?

Существует достаточно много причин и видов нарушения речевого развития, и понять, что происходит с малышом, может только специалист. Но нередко родители не спешат к врачам, полагая, что придет время и ребенок заговорит сам. Объясня­ют задержку тем, что мама или папа малы­ша поздно заговорили, тем, что ребенок -мальчик, а мальчики начинают разговари­вать позже. Конечно, у некоторых детей речевое развитие к 3 - 4 годам выравнива­ется до возрастной нормы. Но для многих детей отсутствие своевременной помощи в раннем ( возрасте может привести к целому ряду последствий недоразвития речи.

Особенно родителей должно насто­рожить:

  • если ребенок после двух лет говорит отдельными, лепетными (детскими) слова­ми, а новые усваивает с трудом;
  • если  невнимателен к обращенной речи, не выполняет простые задания, ко­торые не сопровождаются жестами;
  • не соединяет имеющиеся в его сло­варе слова во фразы.

Если у ребенка есть проблема с речью, необходимо показать его врачам как можно раньше. Чтобы исключить или скорректировать проблемы со стороны нервной системы и слуха, побывайте на приеме у сурдолога и невролога. Про­консультируйтесь у психолога, логопеда. Причем консультация логопеда нужна и тогда, когда ребенок разговаривает, т. к. родители не всегда могут оценить, насколько правильно он это делает. Кон­сультацию специалистов можно получить в нашем центре. При необходимос­ти вашему ребенку подберут коррекционный курс. Хороший возраст для занятия с логопедом 2,5 - 3 года, хотя    традиционно    берут    с    4    лет.

 Полноценное речевое окружение

В последнее время появляется все больше детей, которые не говорят только потому, что с ними не занимаются роди­тели. Взрослые либо не понимают, что с малышом нужно постоянно разговари­вать, причем с момента его появления на свет, либо не хотят себя утруждать. А ведь на речевое развитие ребенка серьезное влияние оказывает полноцен­ность речевого окружения, т. е. то, как говорят и как общаются с ним окружаю­щие его взрослые.

Порой взрослым просто не хвата­ет терпения. Родители жалуются: ребе­нок, единожды произнеся слово, больше не повторяет его в течение месяцев. Мамы и папы сначала просят повторить за ними это слово, потом умоляют, потом требуют, бывает и наказывают. Это приводит к тому, что ребенок игнорирует задания, требующие от него словесных реакций. Он молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос. Если вы хотите, помочь малышу, забудьте, хотя бы на первое время, слова «скажи» и «повтори».

 Речевое развитие малыша

Мамам и папам вполне по силам стимулировать речевое развитие малыша.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, ежедневно занимайтесь с ним.

  • Установите    словесный    контакт с ребенком. Например, играя с любимой
    машинкой сына, спросите его: «Как гудит машина?» и сами ответьте на этот вопрос - «би-би», с удовольствием растягивая глас­ные. В процессе игры слегка изменяйте вопрос, спрашивайте: «Как гудит эта ма­шина? А сейчас поедет синяя машина, как она загудит?» И если после 20~30 раз, когда это «би» уже гудит у вас в голове, вы услышали его от ребенка – это победа!
  • Каждый день добавляйте новые слова в словарь вашего малыша. Рассказывайте,
    для чего предназначен предмет, с которым вы его познакомили, и что с ним можно, а чего нельзя делать. При этом постоянно повторяйте  слово,   10-15  раз  на дню, и всегда в процессе действия с обозначен­ным предметом. Просто так повторять слова не стоит. Задавайте ребенку понятные для него вопросы, содержащие это слово, и терпеливо ждите ответа.  Ни  в  коем случае  не сердитесь и  не ругайте его, если вам кажется, что дело продвигается
    слишком медленно.
  • Приучайте    детей    вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии
    с просьбой. Давайте  ребенку задание, постепенно увеличивая количество слов
    в этих заданиях. Например, попросите ре­бенка принести чашку. Потом попросите принести  конкретную  чашку:  «Принеси чашку».  «Принеси красную чашку», «Дай большую красную чашку».
  • Давая задания, обязательно исклю­чите помощь жестами.
  • Всегда внимательно слушайте ма­лыша и отвечайте на все его вопросы. Объяснения должны быть ему понятны.
  • Говорите с малышом медленно, про­стыми и короткими фразами.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с малышом. Произносите
    слова правильно, чисто. Ваша речь должна быть четкой, выразительной.
  • Когда ребенок может вас слышать - разговаривайте сами с собой. Занимаясь
    уборкой  или   готовкой,  напевайте  что- нибудь.
  • Поощряйте игры малыша с другими детьми. Для развития личности ребенка
    очень важно общение.
  • Для развития речи ребенка необхо­димы новые впечатления. Например, гуляя
    с малышом по улице, рассказывайте ему о том, что вы видите. Очень хорошо, если после прогулки кто-то из домашних расспросит ребенка, что он видел, задавая ему простые и понятные вопросы. Если малыш затрудняется ответить, помогите ему.
  • Обязательно читайте детям книжки. Вместе  рассматривайте  картинки,  рас­сказывая, что изображено на них. Будь­те примером вашему ребенку: пусть он
    видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг, журналов.
  • Если  ваш  ребенок уже освоил до­статочно слов, чтобы выразить свое же­лание,   но  предпочитает  пользоваться жестами или голосом, вам следует про­явить хитрость. Покажите ребенку свою занятость  и  невозможность  понять его
    жесты. Отказ понимать жесты не должен выглядеть демонстративно и раздражать его. Ведь ваша задача - развивать малы­ша, а не обижать. Как говорит
    логопед: «Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависят его
    жизнь и здоровье».
  • И, конечно, будьте терпеливы и не ску­питесь на награды. За любой, даже ма­ленький, успех хвалите малыша. И всегда радуйтесь ему.

Детские страхи

Чего боятся наши дети и как справиться с детскими страхами, рассказывает детский психолог.

Страх - одна из ос­новных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека. С точки зрения эволюции, он играет за­щитную и обучающую роль, способствует познанию окружающего мира. Но наряду с такими «положительными» моментами он все же остается эмоцией тяжелой и неприят­ной, особенно для ребенка. Сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. А при неврозах страх и вовсе утрачивает функцию полезной адоптивной эмоции.

 Чего боятся дети?

Эмоции страха могут возникнуть у ма­лыша еще до его появления на свет. В этот период крохе передаются мамины страхи и впоследствии он может бояться того, чего боялась мама. Если мама, будучи беремен­ной, очень эмоционально реагировала на различных насекомых, возможно, при встрече с жуками и пауками малыш тоже будет пу­гаться.

Первый же «личный» страх, возникаю­щий у малыша, - страх одиночества. Мла­денец беспомощен, он полностью зависит от взрослых, особенно от мамы. Ему постоянно необходимо ее присутствие.

В возрасте 5 месяцев, когда возмож­ности для познания окружающего мира у ребенка расширяются и в его жизнь входит все больше нового и непонятного, может появиться страх при виде незнакомых людей и предметов.

В возрасте трех лет у ребенка активно развивается сфера воображения. Его собст­венные фантазии соединяются с впечатле­ниями, полученными извне, и могут вызывать страхи. Дети часто просят не выключать свет в комнате или посидеть с ними, пока они не заснут. Они боятся темноты, мифических персонажей, прячущихся под кроватью или приходящих в снах. Их может напугать даже безобидная с виду игрушка.

В этот же период у детей, поступивших в детский сод, формируются первые социаль­ные страхи. Они связаны с общением с дру­гими людьми. Дети боятся быть отвергнутыми воспитателем или друзьями, не оправдать их ожиданий. Социальные страхи, сформи­рованные в детстве, могут стать причинами серьезных проблем во взрослом возрасте, таких, как неуверенность в себе, депрессии, чувство одиночества, сложность в установ­лении личных контактов. Потому взрослым в период возникновения новой социальной ситуации для ребенка следует быть особенно внимательными к нему, во всем помогать и поддерживать. Привыкание малыша к детскому саду должно проходить постепенно. Не следует оставлять его сразу на целый день. Отведя малыша в детсад, объясните ему, во сколько вы за ним придете и ни в коем случае не опаздывайте. Расспраши­вайте ребенка, как прошел его день, как он чувствует себя. Хорошо, если вы зара­нее познакомите малыша с воспитателем, сходите в гости в группу, погуляете вместе с ребятишками. Чтобы ребенку было лег­че привыкать к новым условиям, постарай­тесь заранее организовать его режим дня в соответствии с режимом детского сада, который вы выбрали. И обязательно рас­скажите нянечке и воспитателю об особен­ностях вашего ребенка. Все это обеспечит малышу наиболее комфортное привыкание к новой ситуации и поможет наладить контакт со сверстниками и со взрослыми.

Лет в 6-7 у ребенка появляется страх смерти. В этом возрасте он впервые осозна­ет, что человек смертен. Сначала он боится за себя, потом приходит страх за своих близ­ких. Его может беспокоить все, что ассоции­руется у него с угрозой для существования: гроза, пожар, ураган и т. д.

 Не пугайте детей

Иногда родители сами формируют стра­хи у ребенка. Причем самыми безобидными, казалось бы, вещами. Как это происходит?

  • «Будешь капризничать - отдам тебя тете!», «Не ходи туда, там бабай!». Взрос­лые запугивают ребенка, чтобы добиться же­лаемого поведения. А в результате у него формируется недоверие к миру, чувство не­защищенности, а источником страха в этом случае выступают сами родители.
  • Излишняя тревожность старших, мам и пап, бабушек и дедушек, за ребенка, посто­янно предпринимаемые ими попытки оградить его от всех «опасностей» негативно влияют на его развитие и не дают ему возмож­ности полноценно познавать окружающий мир. Кроме того, многократно повторяемые «Не гладь собаку - укусит», «Не лезь на лест­ницу - упадешь» формируют у детей страх, тревогу и неуверенность в себе.
  • Причиной возникновения страхов могут стать ссоры и разногласия между родителями. Дома ребенок должен чувствовать себя в безопасности и ни при каких обстоятельствах не становиться свидетелем конфликтов.
  • Еще один источник детских страхов -некоторые телепередачи, мультики и даже книги. Современные родители неоправдан­но часто, не задумываясь о последствиях, перепоручают свои родительские обязаннос­ти телевизору. Неподходящая для детского возраста информация, услышанная и уви­денная по ТВ, может надолго испугать его. Потому, прежде чем включить телевизор, родители должны знать, что будет смотреть малыш. Прежде чем предложить ему муль­тики, желательно просматривать их самим. Если читаете малышу книжку и предвидите какой-то сюжет, способный вызвать у него неприятные эмоции, перескажите эту часть своими словами.

 Как узнать, что вашему ребенку страшно

Понять, что малышу страшно, - не труд­но. Он покажет это своими жестами, мимикой или расскажет, если уже умеет говорить. Дети постарше могут скрывать свои страхи, особенно мальчики. А между тем страх, мо­жет, прочно сидит внутри, не давая ребенку полноценно существовать. Но все же догадаться, что вашему ребенку страшно, можно. Будьте особенно внимательны к нему, если:

  • ребенок рассказывает про какого-то мальчика или девочку, который испугался, и явно ждет вашей реакции;
  • бравирует своей храбростью, смелостью, а сам жмется к вам;
  • часто рассказывает страшилки;
  • спит, укрываясь с головой, плотно закутавшись в одеяло;
  • часто видит страшные сны, просыпается в хо­лодном поту;
  • упорно добивается чего-то, о чем никогда раньше не просил, например плотно задергивать шторы или оставлять включенным свет, когда ложится спать;
  • отказывается от прогулок;
  • напряжен, вздрагивает, боится оставаться один.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Страх, поселившийся в ребенке, может тормозить развитие его эмоционально-волевой сферы, способст­вовать появлению агрессивности, нервозности, рас­стройству сна и речи. Чтобы помочь ребенку избежать травмирующих ситуаций, нужно понять причины его возникновения.

  •  Вызовите ребенка на разговор и внимательно слушайте все, о чем он вам говорит. Даже если что-то покажется вам глупостью, например, рассказанная страшилка, не перебивайте его словами о том, что это полная чепуха.
  • Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Затем смешно разрисуйте и раскрасьте его. А потом и вовсе вместе с ребенком можно мелко порезать картинку и выбросить в мусор.
  • Не провоцируйте страхи ребенка своими страха­ми и тревогой. Дети чувствительны и легко заражаются эмоцией страха.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок не присутствовал в комнате, когда вы смотрите боевики или ужасы.
  • Не обманывайте ребенка. Всегда говорите ему правду,   находите   нужные  для  этого  слова.   Обман формирует в  нем чувство одиночества  и  недоверия к миру.
  • Не высмеивайте ребенка, если он чего-то боится. Будьте ему верным и понимающим другом. Тогда он рас­скажет вам о своих страхах, а вместе вы обязательно с ними справитесь.
  • Воспитанию устойчивости к страху способствует проигрывание с ребенком этюдов на бурное выраже­ние чувства страха. Но этот метод следует применять осторожно. Дети должны понимать, что они боятся понарошку.

Если вам не удается понять причины детского стра­ха, если вы не можете с ним справиться самостоятельно, обязательно обратитесь к психологу.

В песочнице с психологом

Каждый из нас в детстве играл в песочнице, строил замки из пес­ка на берегу у моря или реки. Да и сейчас, попадая на пляж, где есть песочек, мы обязательно норовим что-то начертить на нем или просто пересыпаем из ладошки в ладошку. Песок - загадочный материал, он завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы и, оказывается, может многое поведать о нашем внутреннем мире. О методе песочной терапии рассказывает психолог.

Каждый родитель не раз наблюдал, как дети самозабвенно играют в песочнице - пос­тоянно насыпают и пересыпают, делают «ку­личики», и даже строят целые города. Но в песочнице можно не просто играть. Психологи используют метод песочной терапии в работе с детьми для решения целого ряда проблем.

Помогите ему вырасти

Песок можно использовать для обучения ребенка, развития его творческих способнос­тей, С помощью песка можно привить ребенку множество навыков и даже успешно бороться с нарушением речи и мышления. Некоторые приемы родители могут освоить самостоятельно и применять их для занятий с детьми.

Развитие мелкой моторики рук и осязания. Ребенок может оставлять отпе­чатки рук на мокром песке, водить по нему ладонями и внешней стороной кисти, «рисуя» зигзаги и круги. Вариант: проделать то же, поставив ладонь ребром. Ребенок с радостью согласится изображать на песке различные узоры и следы знакомых и фантастических зве­рей. Можно «шагать» пальцами, «печатать но клавиатуре». На первый взгляд, это обычные игры, но и они помогают развитию ребенка. Часто родители и сами не прочь так поиграть, это даже может помочь, если ребенок по ка­кой-то причине боится или стесняется подойти к песочнице. Обсуждайте с ним его ощущения.

Развитие фантазии. Развивать детскую фантазию можно с помощью такого упражнения: закопать в песке игрушку, ребенок должен ее найти. Откапывая предмет по частям, он может догадываться, что же все-таки спрята­но. Попробуйте загадать загадку, ответ на которую ребенок либо найдет в песке, либо напишет на поверхности. Этот метод работает и для навыка различения цветов, счета: в песок зарывают много разноцветных фишек (вполне подойдут и крышки от любимой вашим чадом газировки), ребенок откапывает их, сортирует по цветам, считает.

Ориентирование в пространстве. Так же просто научить детей ориентировать­ся в пространстве, объяснить им, что такое лево - право, верх-низ. Разделите песочницу на 9 равных частей, поставьте в центр фигурку или фишку и командуйте, например, «вверх - вправо». Ребенок должен передвигать предмет в соответствии с вашими указаниями. Чтобы усложнить игру, можно попросить его не дви­гать рукой фигурку, а мысленно представлять ее перемещение, при этом можно даже закрыть глаза, а потом указать место, где игрушка «остановилась».

Координация движений. Чтобы тре­нировать координацию, начертите на песке любую фигуру и попросите ребенка аккуратно заштриховать ее - так, чтобы ни одна линия не вылезла за контуры рисунка. Не получилось с первого раза? Нарисованное на песке легко стирается.

Картины, созданные малышом на песке, пригодятся и для развития речи. Он быстро научится составлять связный рассказ или опи­сание, объясняя, что изобразил в песочнице.

Нескучное домашнее задание. На песок можно переносить и обычные школьные задания. Чертите вместе с ребенком геометри­ческие фигуры, решайте задачи по математике, пишите диктанты со словами и элементами букв (это поможет писать грамотно и красиво). Дети охотнее работают на песке, чем на бумаге: она напоминает им о школе и ее скучных занятиях. Гораздо интереснее и проще, когда можно все потрогать, да и ошибки на песке можно легко исправить.

Как правило, дети сами с удовольствием начинают игру, но если ребенок высказывает сомнение, не принуждайте его. Чтобы заин­тересовать, начните сами что-нибудь строить или рисовать в песочнице. Играя в песочнице, также стоит учитывать особенности ребенка. Напряженным, тревожным, гиперактивным де­тям приятнее работать с влажным песком: сухой рассыпается, и это может их раздражать.

Откровенность без слов

Внутренний мир ребенка подчас драмати­чен, у него существуют проблемы, которые он не может решить самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Но в отличие от нас дети не всегда могут словами выразить свое внутреннее беспокойство. Маленький ребенок попросту не способен воплотить свои чувства и мысли в слова. С подростками и того сложнее: они довольно замкнуты и неохотно впускают «чужа­ков» в свой внутренний мир. Для диагностики детской проблемы психологи используют метод песочной терапии. Достоинство метода заклю­чается в том, что он позволяет понять ребенка и при этом не лезть ему в душу.

Игра - это самый естественный для ре­бенка способ выразить свои переживания. Причем способ привычный и хорошо знако­мый. Во время игры ребенок выносит свой внутренний мир во внешний и обыгрывает его. В небольшом песочном пространстве ребенок создает мир, в котором он - единственный Хозяин и Творец. И этот мир может рассказать о нем гораздо больше, чем слова. В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различ­ных персонажей: реальных и сказочных, доб­рых и злых; животных, растений, автомобили, домашнюю утварь и многие другие предметы, из которых он выбирает те, что притягивают его или, наоборот, пугают или отталкивают. С помощью этих фигурок на песке ребенок создает свой собственный мир. Причем каждая фигурка появляется в детской композиции не случайно. Она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства. Переживания, тревоги, конфликты, надежды ребенка обретают зримую форму для психолога.

Игра с песком в кабинете психолога поз­воляет ребенку не только «высказать» свои проблемы, но и научиться с ними справляться. Психологи успешно применяют метод пескотерапии для решения целого ряда детских про­блем: трудности в общении, взаимоотношения детей и родителей, кризисные ситуации (пере­езд, развод и т. д.), психологические травмы, страхи, проблемы поведения ребенка, в том числе агрессивность.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.