При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения наших занятий.

Мы приступаем к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

С поступлением ребёнка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество  изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

  1. Творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и, таким образом приспосабливается сам;
  2. Комформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
  3. Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребёнка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учёными в разных странах, было выделено три стадии адаптационного процесса:

  1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц;
  2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев;
  3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • Тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие цели, которые мы должны реализовывать в своей работе во время адаптационного периода у детей:

  •  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • Формирование чувства уверенности в окружающем.

 СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения, необходимо прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары).

Для качественного профотбора необходимо знать профессиограмму воспитателя, т. е. качества личности, способности, умения, необходимые для успешной работы педагога.

В профессиональном отборе воспитателей мы используем следующую профессиограмму:

  • любовь к детям,
  • эмпатия, умение сочувствовать другим,
  • общительность, доброжелательность в общении,
  • коммуникативные навыки,
  • организаторские способности,
  • высокий вербальный и невербальный интеллект,
  • творческие способности,
  • артистические способности,                                                                         
  • уравновешенность, эмоциональная стабильность,
  • эрудированность,
  • уверенность в себе, высокая адекватная самооценка,
  • самопринятие.

Как видим, требования, предъявляемые воспитателю, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь прежде всего критерием успешности является  любовь детей к воспитателю и степень их развития в ходе общения с ним) обладают  всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определённом порядке: первые – наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце – желательные, помогающие воспитателю в его работе с детьми.

Ещё одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение Праздника Знакомства, т. е. первый день пребывания в детском саду для ребёнка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели.

Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причём его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника. Дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь.

 ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

  1. знакомство, сближение детей между собой,
  2. знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми,
  3. знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты),
  4. знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.),
  5. знакомство с педагогами и персоналом детского сада,
  6. знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуются в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и чёткое выполнение определённых правил. Познакомимся с этими правилами.

ПРАВИЛО 1

Первое и самое важное правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок захотел принять участие в игре. Заставляя мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребёнок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

ПРАВИЛ 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора. Причём совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем, ведь следующее правило –

ПРАВИЛО 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

ПРАВИЛО 4

Наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, он так дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь немаловажное

ПРАВИЛО 5

Взрослый не должен оценивать действия ребёнка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребёнку возможность проявить, выразить себя, не нужно загонять его в свои, даже самые  лучшие рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, поэтому нужно помочь ребёнку выразить всё это.

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

В период адаптации на каждого ребёнка поступающего  в ДОУ заводится «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» где фиксируются различные изменения в настроении и поведении ребёнка. «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» состоит из 2-х частей и заполняется воспитателем.

1 часть заполняется в первую неделю посещения ребёнком ДОУ.

Затем проводится психопрофилактическая работа, в форме специальных занятий, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации. Эта работа проводится психологом и воспитателем.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), то проводить занятия нужно не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключаются их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. д.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приёмы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их  в своей работе.

В период адаптации детей к дошкольному учреждению нами используются следующие игры:

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!», «Лови-лови!», «Чей голосок?», «Расскажи стихи руками».

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребёнком: «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?».

Через 1 месяц заполняется 2 часть «КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ» и сравниваются данные зафиксированные в первой и второй части «КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ».

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.