При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения наших занятий.
Мы приступаем к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.
С поступлением ребёнка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
- Творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и, таким образом приспосабливается сам;
- Комформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
- Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребёнка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учёными в разных странах, было выделено три стадии адаптационного процесса:
- Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц;
- Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев;
- Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
- Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- Тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
На основании вышеизложенного можно выделить следующие цели, которые мы должны реализовывать в своей работе во время адаптационного периода у детей:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- Формирование чувства уверенности в окружающем.
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ
Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения, необходимо прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары).
Для качественного профотбора необходимо знать профессиограмму воспитателя, т. е. качества личности, способности, умения, необходимые для успешной работы педагога.
В профессиональном отборе воспитателей мы используем следующую профессиограмму:
- любовь к детям,
- эмпатия, умение сочувствовать другим,
- общительность, доброжелательность в общении,
- коммуникативные навыки,
- организаторские способности,
- высокий вербальный и невербальный интеллект,
- творческие способности,
- артистические способности,
- уравновешенность, эмоциональная стабильность,
- эрудированность,
- уверенность в себе, высокая адекватная самооценка,
- самопринятие.
Как видим, требования, предъявляемые воспитателю, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь прежде всего критерием успешности является любовь детей к воспитателю и степень их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определённом порядке: первые – наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце – желательные, помогающие воспитателю в его работе с детьми.
Ещё одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение Праздника Знакомства, т. е. первый день пребывания в детском саду для ребёнка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели.
Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причём его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника. Дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
- знакомство, сближение детей между собой,
- знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми,
- знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты),
- знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.),
- знакомство с педагогами и персоналом детского сада,
- знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуются в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и чёткое выполнение определённых правил. Познакомимся с этими правилами.
ПРАВИЛО 1
Первое и самое важное правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребёнок захотел принять участие в игре. Заставляя мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребёнок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
ПРАВИЛ 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора. Причём совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем, ведь следующее правило –
ПРАВИЛО 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять
ПРАВИЛО 4
Наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, он так дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь немаловажное
ПРАВИЛО 5
Взрослый не должен оценивать действия ребёнка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребёнку возможность проявить, выразить себя, не нужно загонять его в свои, даже самые лучшие рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, поэтому нужно помочь ребёнку выразить всё это.
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
В период адаптации на каждого ребёнка поступающего в ДОУ заводится «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» где фиксируются различные изменения в настроении и поведении ребёнка. «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» состоит из 2-х частей и заполняется воспитателем.
1 часть заполняется в первую неделю посещения ребёнком ДОУ.
Затем проводится психопрофилактическая работа, в форме специальных занятий, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации. Эта работа проводится психологом и воспитателем.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ
Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), то проводить занятия нужно не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключаются их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т. д.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приёмы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
В период адаптации детей к дошкольному учреждению нами используются следующие игры:
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!», «Лови-лови!», «Чей голосок?», «Расскажи стихи руками».
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребёнком: «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?».
Через 1 месяц заполняется 2 часть «КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ» и сравниваются данные зафиксированные в первой и второй части «КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ».