Одно из направлений нашей деятельности в рамках программы «Театр исцеляющих и развивающих движений» - реабилитационная, коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенство­ванию функций кистей рук у детей. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему корреляции функциональных возможностей кистей рук детей с их речевым и интеллектуальным развитием. Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Нашими предшественниками разрабо­таны разные подходы, приемы, мето­дики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало кон­кретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изо деятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования ко­ординационных способностей рук детей.

Мы рекомендуем с этой целью исполь­зовать игровой самомассаж кистей рук, яв­ляющийся эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у де­тей с локальными проблемами и развивающее - оздоровительным средством для нор­мально развивающихся детей.

Конкретные рекомендации по примене­нию массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, ко­торый юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых по­верхностях кистей рук), длится порой все­го несколько секунд, а текст пьесы уклады­вается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в сво­ем воображении создать яркий образ: со­держание массажного приема, т.е. механи­ческого воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворе­ния и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные способности и рабо­тоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, по­скольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активи­зируется, улучшается функциональное со­стояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мыш­цы, суставы и связки не только массируе­мой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кис­тей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одно­временно в обеих кистях рук ребенка, отли­чаются друг от друга не только происхожде­нием, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно вос­принимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря кото­рой в мозг поступает мощный поток им­пульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздейст­вие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных воз­можностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаи­модействие, межполушарные интеграторы-комиссуры, работа полушарий. Синхрони­зируется деятельность ассоциативных во­локон, связывающих между собой отдель­ные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходя­щих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это яв­ляется важным аспектом реабилитацион­ной работы с детьми, имеющими органи­ческое поражение коры головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает то­тальное воздействие на кору, что предохра­няет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная моти­вация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готов­ности к восприятию информации из внеш­него мира» (А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж является эффективным сред­ством совершенствования и таких психи­ческих функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактиль­ная, эмоциональная, рефлекторная), зри­тельно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способст­вует прочищению энергетических кана­лов, освобождению их от застоявшейся не­гативной энергии и насыщению позитив­ной, а по нашим наблюдениям, он содей­ствует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, кор­рекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.

Методика апробирована нами на детях ряда дошкольных учреждений Ярославля и области. Получены положительные ре­зультаты. Мы рекомендуем проводить игровой са­момассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамичес­кой паузы на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе и предлагаем примеры массажных приемов.

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки поду­шечками выпрямленных двух-пяти паль­цев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, -
Лишь одно бывает.

                                      Г. Виеру

 

Примечание. Предварительно попроси­те ребенка изобразить солнышко, распра­вив пальцы массирующей руки. Направле­ние движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушеч­ками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки поду­шечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад -
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.

В. Степанов

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напомина­ет дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).

Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямлен­ными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
Й снежную бабу лепил во дворе.

                                                         В. Берестов

 

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и раз­жимают кулаки,

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй -
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.

                                       Л". Хереско

Примечание. Первые две строки сопро­вождают растирание ладоней, следующие строки - растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

Гребнеобразное круговое растирание ла­донной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка - кошка, В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умы­вается кошечка.

Граблеобразное круговое растирание ла­дони одной руки подушечками пальцев про­тивоположной руки (пальцы слегка рас­ставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное - паук,      -
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.

                                            B.  Суслов

Пиление ладони пальцами противопо­ложной руки.

Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.

                                           C.   Маршак

Примечание. Обратите внимание ребен­ка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладо­ни ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.

                                             В. Сокол

Циркулярное растирание кистей рук (^намыливанием рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это -
Руки мой перед едой
И после туалета.

 Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка - ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.

                              Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспо­мнить, как медленно ползет улитка.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.

                                                                  Русский фольклор

Примечание. Предварительно попроси­те ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя - пятью пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.

                                     Ж. Давитьянц

Поколачивание ладонной впадины кончи­ком указательного пальца противополож­ной руки.

Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.

                                            Э. Мошковская  

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируе­мой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

Поколачивание ладони кончиками сло­женных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

                                            В. Линъкова

Примечание. Обратите внимание ребен­ка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком проти­воположной руки.

Тук-тук-тук,
Молоток - мой лучший друг.

                                                  Г, Виеру

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим рас­слаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Поглаживание

Легкое плоскостное поглаживание тыль­ной поверхности кисти.

Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.

                                            В. Кодрян

Примечание. Массируемая рука «изоб­ражает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.