НА ПУТИ К ШКОЛЕ

УХОДИТ

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе

Ребенок идет в школу. Это переломный момент в его жизни, в формировании его личности. Отечественные ученые Е. Тнхеева, Р. Буре, Г. Петроченко, Ш. Амонаилми, Л. Выготский, Л. Журова отмечали, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Изменяет» образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются иные задачи, складываются новые формы деятельности. И для подготовки к другому образу жизни, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

С точки зрения отечественных психологов и педагогов П. Блонского, В. Давыдова, П. Кээс, У. Ульенковой, готовность ребенка к школьному обучению рассматри­вается в широком социально-психологичес­ком контексте. В понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы созревания: личностно -интеллектуальная, коммуникативная, нравственно-во­левая, эмоциональная, эстетическая, физи­ческая, мотивационная.

В исследованиях М. Лисиной. Е. Смир­новой показано, что в старшем дошкольном возрасте появляются новые «внеситуационные» формы общения ребенка со взрос­лыми и сверстниками.

Наука отводит общению роль специфи­ческой сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе об­щения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природ­ного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культу­ры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

В педагогике дошкольного детства широ­ко распространен подход, согласно которо­му общение рассматривается как коммуни­кативная деятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответствующих умений. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить комму­никативные умения как основные комму­никативные действия, основанные на теоре­тической подготовленности ребенка к об­щению. Определенный уровень развития коммуникативных умений способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого че­ловека, передавать информацию, выражать эмоции.

От того, как сформированы навыки об­щения в детском возрасте, отмечает Г, Лав­рентьева, во многом зависит характер будущих отношений в семье, в учебном и трудо­вом коллективах. В свою очередь умение ус­танавливать и поддерживать доброжела­тельные отношения с окружающими свиде­тельствует о высоком уровне нравственной зрелости.

Как установили исследователи, главная проблема дошкольника - неумение уста­навливать взаимоотношения как со сверст­никами, так и со взрослыми. Отсутствует коммуникативная готовность дошкольника к обучению в школе.

Важна для нас точка зрения Е. Щербако­вой, которая отмечает, что в сферу общест­венных отношений и деятельности человек включается с детского возраста, и под воз­действием этих отношений осуществляется процесс его социального, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.

В результате общения ребенок овладева­ет важнейшими средствами умственной де­ятельности, среди которых первое место принадлежит развитию речи, которое про­исходит в контактах со взрослыми и ровес­никами как овладение важнейшей комму­никативной операцией, а затем она начина­ет применяться в сфере познавательной де­ятельности.

Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникатив­ными потребностями. Особенность состоит в возможностях для ребенка сравнить себя с ровесником путем прямого наложения све­дений о себе на образ равного себе, в то вре­мя как взрослый для ребенка - идеал, ре­альный и недостижимый. Развитие обще­ния дошкольников со сверстниками пред­стает как процесс качественных преобразо­ваний структуры коммуникативной дея­тельности.

Программа подготовки современного ре­бенка к обучению в школе - это программа разностороннего развития, направленная на формирование личности ребенка, обеспечи­вающая ему субъективную позицию в дея­тельности, общении, познании. Программа социально-нравственного развития буду­щего школьника делает объектами его по­знания и освоения три основные сферы: ре­бенок и взрослый, ребенок и сверстник, ре­бенок и его внутренний мир.

Содержание формирования коммуника­тивной готовности у детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, складывается из нескольких блоков:

1)информационно - коммуникативный - обеспечивает функционирование механизма приема и хранения информации, вклю­чает в себя подготовку к игре;

2)аффектно - коммуникативный – связан с переживанием ребенком своих отношений
с другими людьми;

3)регуляционно - коммуникативный   - оказывает управляющее воздействие, регу­лируя поведение ребенка в процессе передачи и усвоения информации.

Формирование информационно-комму­никативного блока помогли занятия по раз­витию коммуникативной готовности к шко­ле и трудовая деятельность - изготовление игрушек и различных пособий для игр.

Педагог на занятиях старался научить де­тей понимать сверстника, откликаться на его просьбу, вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, используя нуж­ный темп речи, различные интонации. В про­цессе занятий, названных «Митя и Маугли», «Ступеньки общения*, «Когда мои друзья со мной», словарный запас детей обогащал­ся новыми образными выражениями.

Целью занятия «Митя и Маугли» было показать детям значение речевого общения в жизни человека, сформировать у них стремление к доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Занятия «Ступеньки общения» и «Ког­да мои друзья со мной» имели целью уточ­нение представлений детей о способах об­щения между людьми. На занятии «Когда мои друзья со мной» был применен метод музыкотерапии, что эмоционально настро­ило детей на положительное общение друг с другом, с педагогом. На занятии педагог стремился показать значимость и важ­ность понятия «дружба», предлагал детям назвать своих друзей и объяснить, почему они считают их своими друзьями. Рисунки детей на тему «Дружба*- стали результатом одного из этапов занятий.

Наша задача заключалась в том, чтобы на­ряду с обогащением знаниями о школе, жиз­ни школьников, профессии учителя напра­вить творчество детей в нужное русло, ис­пользовать игру как средство развития у них положительного отношения к школе. В свя­зи с этим в группе были созданы условия для игры «в школу» - дети занимались трудовой деятельностью. Организация трудовой дея­тельности строилась на основе изготовления игрушек, пособий для дальнейшего примене­ния в играх. Дошкольники со средним и низ­ким уровнем коммуникативного общения, как и дети, обладающие высоким уровнем коммуникативной готовности к обучению в школе, проявляли интерес к изготовлению пособий на школьную тему, но он был недо­статочно устойчив. Выполняя работу, орга­низованную педагогом, они часто не доводи­ли ее до конца или выполняли без интереса и слишком медленно. Им чаще, чем другим, приходилось напоминать, что их трудовая деятельность очень важна, так как изготов­ляемые пособия будут применяться в играх.

Целенаправленное ознакомление детей в детском саду с общественной и учебной жизнью школьников помогало формирова­нию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учеб­ному процессу.

Реализация второго и третьего блоков аффектно - коммуникативного и регуляционно -коммуникативного - осуществлялась через организацию игровой и трудовой дея­тельности.

Как отмечает В. Гелло, через игру и в игре сознание ребенка подготавливается к пред­стоящим изменениям условий жизни, отно­шений со сверстниками и взрослыми, фор­мируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок при­учается действовать в коллективе сверстни­ков, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные прави­ла, прилагать определенные усилия для пре­одоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоя­тельность, инициативность, организован­ность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необ­ходимо будущему первокласснику

Нами был разработан и апробирован план Недели игры (см, приложение), вклю­чающий в себя подготовку к игре: проведе­ние занятий, изготовление игрушек, чтение произведений (В, Осеев. «Волшебное сло­вом, А. Барто. «В школу*, К. Ушинский. «Четыре желания», В. Кудлачев. «Важные слова», М. Алимбаев. «Урок вежливости» и др.) - и, конечно, непосредственно игру.

Составляя план Недели игры, мы хотели подчеркнуть важность и необходимость сюжетно-ролевой игры для детей вместе с пе­дагогом. Как показывает практика, воспита­тели старших групп озабочены обогащени­ем тематического содержания игры и внед­рением ее «коллективной формы». На деле это часто сводится к разучиванию с детьми готовых сюжетов (например, игры «Почта», «Стройка» и т.д.). По сравнению с предыду­щим возрастным этапом изменяются лишь темы и увеличивается число участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель стремится охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятель­но в «разученные игры», но по предложе­нию педагога они их воспроизводят. По су­ществу в результате такой работы самосто­ятельная игра детей не развивается. Поэто­му педагогам важно умело скоординировать все свои действия по организации игровой деятельности. Важно понимать, что значе­ние совместной со взрослым игры заключа­ется не в прямом переносе ее формы или со­держания придуманного сюжета в самосто­ятельную деятельность детей. Главный эф­фект заключается в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сю­жеты придают самостоятельной игре детей на любую тему более творческий и согласо­ванный характер, определяют умения ре­бенка правильно высказывать, излагать свои мысли, т.е. влияют на формирование коммуникативной функции.

Первая группа сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Школа» и др.) пред­ставляет собой тип направленного ролевого диалога взрослого с ребенком. Диалог стро­ится как совместная деятельность, когда партнеры принимают на себя равноправные роли. Игра побуждается взрослым, который ведет ее так, чтобы ребенок поддерживал ее, понимал действия старшего, проявлял вни­мание, откликался на его желания и просьбы.

Вторая группа игр переключает внима­ние на сверстника. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, вы­делять его среди других по одному или не­скольким признакам, устанавливать эле­ментарные контакты.

С позиции изучения коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе, как отмечает Т. Бабаева, представля­ется интересным выяснить, как отражается в игровом опыте старших дошкольников их отношение к сверстнику как игровому парт­неру, а также представления о нормах и пра­вилах игрового взаимодействия. Целост­ность игрового пространства возникает прежде всего на основе единства ценностно-смысловых установок всех участников иг­ры. Готовность детей к взаимному согласо­ванию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров приводит к установле­нию единого пространства игры и гармонии игровых отношений. В совместной игре по­стоянно происходит взаимное согласование - на основе общего замысла - правил и жиз­ненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обо­гащения игрового опыта дошкольников со­циально-ценностным содержанием и эф­фективными способами регуляции взаимо­действия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.

Все это послужило своеобразной подго­товкой для игровой деятельности детей, включающей в себя игру «Семья», проводи­мой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Игра «Магазин» развивает связную речь, па­мять, умение распределять роли, воспитыва­ет желание быть дружными. Игра «Мы ждем гостей» проводилась с целью проявить уме­ние встречать гостей, соблюдать правила по­ведения за столом, быть вежливыми, добро­желательными, приветливыми. Игра «Биб­лиотека» развивает доброжелательное отно­шение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.

Предлагая детям новые знания в разных видах деятельности, мы закрепляли их в предложенных сюжетно-ролевых играх.

Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, помогают игры «Школа» и «Библиотека». В них отражены особеннос­ти отношения детей к школе, желание ско­рее стать школьниками. Игры, как правило, возникали по инициативе детей. При даль­нейшем расширении их опыта, умелом ру­ководстве со стороны воспитателя они уг­лублялись но содержанию, превращались в длительные творческие игры. В них не толь­ко отражались, но и творчески перерабаты­вались представления, полученные детьми во время экскурсии в школу.

Формирование аффектно - коммуникативного компонента предполагает выработку у ребенка умения устанавливать эмоцио­нальные связи с действительностью, что мы старались осуществить через проведение игровых тренингов: «Оживи маску», «Близ­нецы», «Через стекло».

Игровой тренинг «Оживи маску» прово­дился с целью развить умение различать на­строение человека по его мимике. Каждому ребенку раздавались карточки с мимичес­кой пиктограммой. Ребенок, не показывая карточку, должен был так изобразить наст­роение, чтобы другие его отгадали. Это тре­бовало умения убедительно показать окру­жающим настроение, не используя слова.

Работа по развитию регуляционно -коммуникативного компонента включала в се­бя беседу «Радуга общения». В ходе ее про­ведения педагог акцентировал свое внима­ние на детях с низким уровнем сформированности коммуникативной готовности, за­давая проблемные вопросы: «Трудно ли вам общаться с окружающими людьми?», «Час­то ли вы конфликтуете со сверстниками, со взрослыми?» и др. Часто дети замыкались, не отвечали на вопросы, но после дополни­тельного разъяснения вопроса педагогом высказывали свое отношение.

По усвоенным знаниям мы организовали совместный праздник «Что вы знаете о школе?». Он состоял из ряда познавательно-развлекательных заданий, например: «Най­ди лишний предмет», «Кто быстрее соберет школьный портфель?», «Назови школьные предметы», «Быстрые, ловкие, умелые», «Третий лишний». Совместный праздник позволил дошкольникам окунуться в мир школы, атмосферу школьной жизни. Празд­ник вызвал интерес у дошкольников к пред­стоящему обучению в школе.

В результате проведенной работы накоп­ленные детьми представления можно объе­динить по разным направлениям.

Обобщаются знания детей о способах, видах, формах, назначении коммуникации;
у детей формируется более полное пред­ставление о коммуникативной готовности к
обучению в школе.

Обобщаются представления о школь­ной жизни, о ее значении, о предстоящем
обучении в школе.

Таким образом, представленный опыт ра­боты по формированию коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста, включающий планомерные, систематические занятия, способствует более ус­пешному развитию дошкольников, помога­ет им эффективнее подготовиться к школе.

 

Приложение Неделя игры

 

Виды занятий

1. Экскурсия в старшую группу детско­го сада.

Цель. Развивать доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

2. Дидактическая игра «Что мы купим в магазине?».

Цель. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, речь.

3. Приглашение в гости детей подгото­вительной к школе группы.

Цель. Развивать умения общаться, вес­ти себя культурно, вежливо.

4. Экскурсия в библиотеку детского сада.

Цель. Развивать умение правильно себя вести в общественных местах, проявлять тактичность, умение правильно высказывать желаемое.

 Сюжетно-ролевые игры

1.   «Семья»

Задачи. Воспитывать желание играть вместе; продолжать учить распределять роли, играть дружно.

2.   «Магазин»

Задачи. Развивать связную речь, па­мять, умение распределять роли; воспиты­вать желание быть дружными в игре.

3.  «Мы ждем гостей»

Задачи. Проявлять умение встречать гостей, выполнять правила поведения за столом; быть вежливыми, доброжелатель­ными, приветливыми.

4. «Библиотека»

Задачи. Развивать бережное отношение к книге, умение действовать сообща, уме­ние договариваться.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.