ДеПочему болит животик
Вряд ли найдется такая мама, ребенок которой никогда не жаловался на боли в животе. О чем сигнализирует боль, рассказывает врач - педиатр.
Боль в животе - распространенный симптом, отражающий разнообразную патологию детского возраста. Если ребенок жалуется на животик, внимательно понаблюдайте за ним. Крохи извещают о болях плачем. Детки старше года уже могут показать или рассказать, где у них болит. Выслушайте все жалобы и обо всем сообщите доктору. Конечно, выставить конечный диагноз только по болевому синдрому невозможно, т. к. болевые ощущения далеко не всегда проявляются в местах расположения больного органа, но характер и локализация боли помогут предположить, что у ребенка имеется тенденция к проявлению того или иного заболевания.
О чем сигнализирует боль
- Так, болевые импульсы, исходящие из печени, поджелудочной железы, желудка, кардиального (находящегося рядом с сердцем) отдела пищевода, верхней части кишечника и двенадцатиперстной кишки, воспринимаются как боли в эпигастрии (область живота, ограниченная сверху диафрагмой, снизу горизонтальной плоскостью, проходящей через прямую, соединяющую наиболее низкие точки десятых ребер).
- Болевые импульсы из тонкой и слепой кишки воспринимаются как боли околопупочной области. При поражении дистального отдела толстой кишки, мочеточников и органов малого таза (матки, маточных труб, яичников, семенного пузыря, предстательной железы, мочевого пузыря) боли ощущаются внизу, в надлобковой области живота.
- Боли в правом подреберье могут у быть обусловлены дискинезией желчевыводящих путей. Именно этим заболеванием вызваны половина всех случаев болей в животе в детском возрасте. Дискинезия желчевыводящих путей - это нарушение поступления желчи в двенадцатиперстную кишку из-за расстройства моторики мышечного аппарата желчевыводящих путей.
Врачи выделяют два типа нарушения работы желчных путей. Жалобы ребенка на интенсивную и приступообразную боль в правом подреберье, которая может усиливаться при физической нагрузке, отдавать в правое плечо и сопровождаться запором или диареей, скорее всего, вызваны гипермоторным типом дискинезии. В этом случае желчный пузырь выбрасывает желчь быстрее, чем требуется, тонус пузыря повышен. Ребенок легко возбуждается и быстро устает. При гипомоторном типе дискинезии опорожнение желчного пузыря, наоборот, замедлено. Об этом типе дискинезии свидетельствуют тупые и ноющие болевые ощущения в правом подреберье или в верхнем отделе живота, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.
При заболевании желчных путей ребенка могут беспокоить головные боли, тошнота, отрыжка, горечь во рту (особенно по утрам). Среди обычных жалоб - повышенная утомляемость, слабость, ухудшение памяти, плохие сон и аппетит.
Боль в животе - это серьезно
При появлении острых болей немедленно вызывайте «скорую». В этих случаях требуется срочно исключить хирургическую патологию. И ни в коем случае не давайте ребенку обезболивающие препараты. Такие лекарства на время облегчат боль, но при этом могут скрыть развитие серьезной болезни, например, аппендицит, непроходимость кишечника или инфекционное заболевание. Если ребенок жалуется на постоянные ноющие или приступообразные, рецидивирующие боли, это может свидетельствовать о развитии хронического процесса. Существуют десятки причин, по которым в детском возрасте появляются боли в животе. И все чаще их вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта. В первую очередь это связано с нерациональным питанием детей. И потому первое, что мы рекомендуем больному ребенку, это диета. Специалисты нашего центра дают советы по здоровому питанию не только ребенку, но и всей семье. Когда в семье придерживаются здорового питания, ребенку легче соблюдать диету. И правильное питание становится для ребенка естественным и привычным. Кроме того, специалисты центра подбирают для каждого маленького пациента индивидуальную программу лечения и реабилитации, которая включает в себя лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию и мануальную терапию.
Порой родители пропускают жалобы ребенка мимо ушей, мол, у детей такое бывает, поболит и пройдет. Но живот не болит просто так, и чем скорее вы покажете ребенка специалисту, тем лучше. Боль в животе - это серьезно. Чтобы избежать беды, не откладывайте на потом поход к доктору!
Если у взрослых от перенесенного стресса болит голова, то у детей - живот. Это так называемые невротические боли. Не спешите ругать и упрекать ребенка в нежелании учиться, если во время сборов в школу он часто жалуется на боли в животе. Скорее всего, он так реагирует на трудности в школе, с которыми не в состоянии справиться.
Выясните причину, вызывающую столь серьезные переживания. Поговорите с учителем. Учитель должен знать, что происходит с ребенком, и оградить его от лишних волнений.
Во время сборов в школу обнимите своего ученика, скажите ему добрые слова. Порой этого достаточно, чтобы мышцы живота расслабились и боль прошла. Ребенок, у которого боли возникают в результате эмоционального стресса, очень нуждается в любви и ласке.
Давай, малыш, поговорим
Задержка речевого развития - весьма распространенный диагноз, который специалисты ставят двухлетним детям. Надо ли бить тревогу или можно все пустить на самотек? Советы родителям дает логопед.
Интересно, что в наше «вербальное», информационное время родители часто жалуются, что дети поздно начинают говорить или не говорят совсем до двух-двух с половиной лет. На профессиональном языке это называется ЗРР - задержка речевого развития, а в быту - «мой ребенок все понимает, но не говорит».
Что делать, если малыш не говорит?
Существует достаточно много причин и видов нарушения речевого развития, и понять, что происходит с малышом, может только специалист. Но нередко родители не спешат к врачам, полагая, что придет время и ребенок заговорит сам. Объясняют задержку тем, что мама или папа малыша поздно заговорили, тем, что ребенок -мальчик, а мальчики начинают разговаривать позже. Конечно, у некоторых детей речевое развитие к 3 - 4 годам выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей отсутствие своевременной помощи в раннем ( возрасте может привести к целому ряду последствий недоразвития речи.
Особенно родителей должно насторожить:
- если ребенок после двух лет говорит отдельными, лепетными (детскими) словами, а новые усваивает с трудом;
- если невнимателен к обращенной речи, не выполняет простые задания, которые не сопровождаются жестами;
- не соединяет имеющиеся в его словаре слова во фразы.
Если у ребенка есть проблема с речью, необходимо показать его врачам как можно раньше. Чтобы исключить или скорректировать проблемы со стороны нервной системы и слуха, побывайте на приеме у сурдолога и невролога. Проконсультируйтесь у психолога, логопеда. Причем консультация логопеда нужна и тогда, когда ребенок разговаривает, т. к. родители не всегда могут оценить, насколько правильно он это делает. Консультацию специалистов можно получить в нашем центре. При необходимости вашему ребенку подберут коррекционный курс. Хороший возраст для занятия с логопедом 2,5 - 3 года, хотя традиционно берут с 4 лет.
Полноценное речевое окружение
В последнее время появляется все больше детей, которые не говорят только потому, что с ними не занимаются родители. Взрослые либо не понимают, что с малышом нужно постоянно разговаривать, причем с момента его появления на свет, либо не хотят себя утруждать. А ведь на речевое развитие ребенка серьезное влияние оказывает полноценность речевого окружения, т. е. то, как говорят и как общаются с ним окружающие его взрослые.
Порой взрослым просто не хватает терпения. Родители жалуются: ребенок, единожды произнеся слово, больше не повторяет его в течение месяцев. Мамы и папы сначала просят повторить за ними это слово, потом умоляют, потом требуют, бывает и наказывают. Это приводит к тому, что ребенок игнорирует задания, требующие от него словесных реакций. Он молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос. Если вы хотите, помочь малышу, забудьте, хотя бы на первое время, слова «скажи» и «повтори».
Речевое развитие малыша
Мамам и папам вполне по силам стимулировать речевое развитие малыша.
Чтобы ребенок быстрее заговорил, ежедневно занимайтесь с ним.
- Установите словесный контакт с ребенком. Например, играя с любимой
машинкой сына, спросите его: «Как гудит машина?» и сами ответьте на этот вопрос - «би-би», с удовольствием растягивая гласные. В процессе игры слегка изменяйте вопрос, спрашивайте: «Как гудит эта машина? А сейчас поедет синяя машина, как она загудит?» И если после 20~30 раз, когда это «би» уже гудит у вас в голове, вы услышали его от ребенка – это победа! - Каждый день добавляйте новые слова в словарь вашего малыша. Рассказывайте,
для чего предназначен предмет, с которым вы его познакомили, и что с ним можно, а чего нельзя делать. При этом постоянно повторяйте слово, 10-15 раз на дню, и всегда в процессе действия с обозначенным предметом. Просто так повторять слова не стоит. Задавайте ребенку понятные для него вопросы, содержащие это слово, и терпеливо ждите ответа. Ни в коем случае не сердитесь и не ругайте его, если вам кажется, что дело продвигается
слишком медленно. - Приучайте детей вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии
с просьбой. Давайте ребенку задание, постепенно увеличивая количество слов
в этих заданиях. Например, попросите ребенка принести чашку. Потом попросите принести конкретную чашку: «Принеси чашку». «Принеси красную чашку», «Дай большую красную чашку». - Давая задания, обязательно исключите помощь жестами.
- Всегда внимательно слушайте малыша и отвечайте на все его вопросы. Объяснения должны быть ему понятны.
- Говорите с малышом медленно, простыми и короткими фразами.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не сюсюкайте с малышом. Произносите
слова правильно, чисто. Ваша речь должна быть четкой, выразительной. - Когда ребенок может вас слышать - разговаривайте сами с собой. Занимаясь
уборкой или готовкой, напевайте что- нибудь. - Поощряйте игры малыша с другими детьми. Для развития личности ребенка
очень важно общение. - Для развития речи ребенка необходимы новые впечатления. Например, гуляя
с малышом по улице, рассказывайте ему о том, что вы видите. Очень хорошо, если после прогулки кто-то из домашних расспросит ребенка, что он видел, задавая ему простые и понятные вопросы. Если малыш затрудняется ответить, помогите ему. - Обязательно читайте детям книжки. Вместе рассматривайте картинки, рассказывая, что изображено на них. Будьте примером вашему ребенку: пусть он
видит, какое удовольствие вы получаете от чтения книг, журналов. - Если ваш ребенок уже освоил достаточно слов, чтобы выразить свое желание, но предпочитает пользоваться жестами или голосом, вам следует проявить хитрость. Покажите ребенку свою занятость и невозможность понять его
жесты. Отказ понимать жесты не должен выглядеть демонстративно и раздражать его. Ведь ваша задача - развивать малыша, а не обижать. Как говорит
логопед: «Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависят его
жизнь и здоровье». - И, конечно, будьте терпеливы и не скупитесь на награды. За любой, даже маленький, успех хвалите малыша. И всегда радуйтесь ему.
Детские страхи
Чего боятся наши дети и как справиться с детскими страхами, рассказывает детский психолог.
Страх - одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека. С точки зрения эволюции, он играет защитную и обучающую роль, способствует познанию окружающего мира. Но наряду с такими «положительными» моментами он все же остается эмоцией тяжелой и неприятной, особенно для ребенка. Сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. А при неврозах страх и вовсе утрачивает функцию полезной адоптивной эмоции.
Чего боятся дети?
Эмоции страха могут возникнуть у малыша еще до его появления на свет. В этот период крохе передаются мамины страхи и впоследствии он может бояться того, чего боялась мама. Если мама, будучи беременной, очень эмоционально реагировала на различных насекомых, возможно, при встрече с жуками и пауками малыш тоже будет пугаться.
Первый же «личный» страх, возникающий у малыша, - страх одиночества. Младенец беспомощен, он полностью зависит от взрослых, особенно от мамы. Ему постоянно необходимо ее присутствие.
В возрасте 5 месяцев, когда возможности для познания окружающего мира у ребенка расширяются и в его жизнь входит все больше нового и непонятного, может появиться страх при виде незнакомых людей и предметов.
В возрасте трех лет у ребенка активно развивается сфера воображения. Его собственные фантазии соединяются с впечатлениями, полученными извне, и могут вызывать страхи. Дети часто просят не выключать свет в комнате или посидеть с ними, пока они не заснут. Они боятся темноты, мифических персонажей, прячущихся под кроватью или приходящих в снах. Их может напугать даже безобидная с виду игрушка.
В этот же период у детей, поступивших в детский сод, формируются первые социальные страхи. Они связаны с общением с другими людьми. Дети боятся быть отвергнутыми воспитателем или друзьями, не оправдать их ожиданий. Социальные страхи, сформированные в детстве, могут стать причинами серьезных проблем во взрослом возрасте, таких, как неуверенность в себе, депрессии, чувство одиночества, сложность в установлении личных контактов. Потому взрослым в период возникновения новой социальной ситуации для ребенка следует быть особенно внимательными к нему, во всем помогать и поддерживать. Привыкание малыша к детскому саду должно проходить постепенно. Не следует оставлять его сразу на целый день. Отведя малыша в детсад, объясните ему, во сколько вы за ним придете и ни в коем случае не опаздывайте. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день, как он чувствует себя. Хорошо, если вы заранее познакомите малыша с воспитателем, сходите в гости в группу, погуляете вместе с ребятишками. Чтобы ребенку было легче привыкать к новым условиям, постарайтесь заранее организовать его режим дня в соответствии с режимом детского сада, который вы выбрали. И обязательно расскажите нянечке и воспитателю об особенностях вашего ребенка. Все это обеспечит малышу наиболее комфортное привыкание к новой ситуации и поможет наладить контакт со сверстниками и со взрослыми.
Лет в 6-7 у ребенка появляется страх смерти. В этом возрасте он впервые осознает, что человек смертен. Сначала он боится за себя, потом приходит страх за своих близких. Его может беспокоить все, что ассоциируется у него с угрозой для существования: гроза, пожар, ураган и т. д.
Не пугайте детей
Иногда родители сами формируют страхи у ребенка. Причем самыми безобидными, казалось бы, вещами. Как это происходит?
- «Будешь капризничать - отдам тебя тете!», «Не ходи туда, там бабай!». Взрослые запугивают ребенка, чтобы добиться желаемого поведения. А в результате у него формируется недоверие к миру, чувство незащищенности, а источником страха в этом случае выступают сами родители.
- Излишняя тревожность старших, мам и пап, бабушек и дедушек, за ребенка, постоянно предпринимаемые ими попытки оградить его от всех «опасностей» негативно влияют на его развитие и не дают ему возможности полноценно познавать окружающий мир. Кроме того, многократно повторяемые «Не гладь собаку - укусит», «Не лезь на лестницу - упадешь» формируют у детей страх, тревогу и неуверенность в себе.
- Причиной возникновения страхов могут стать ссоры и разногласия между родителями. Дома ребенок должен чувствовать себя в безопасности и ни при каких обстоятельствах не становиться свидетелем конфликтов.
- Еще один источник детских страхов -некоторые телепередачи, мультики и даже книги. Современные родители неоправданно часто, не задумываясь о последствиях, перепоручают свои родительские обязанности телевизору. Неподходящая для детского возраста информация, услышанная и увиденная по ТВ, может надолго испугать его. Потому, прежде чем включить телевизор, родители должны знать, что будет смотреть малыш. Прежде чем предложить ему мультики, желательно просматривать их самим. Если читаете малышу книжку и предвидите какой-то сюжет, способный вызвать у него неприятные эмоции, перескажите эту часть своими словами.
Как узнать, что вашему ребенку страшно
Понять, что малышу страшно, - не трудно. Он покажет это своими жестами, мимикой или расскажет, если уже умеет говорить. Дети постарше могут скрывать свои страхи, особенно мальчики. А между тем страх, может, прочно сидит внутри, не давая ребенку полноценно существовать. Но все же догадаться, что вашему ребенку страшно, можно. Будьте особенно внимательны к нему, если:
- ребенок рассказывает про какого-то мальчика или девочку, который испугался, и явно ждет вашей реакции;
- бравирует своей храбростью, смелостью, а сам жмется к вам;
- часто рассказывает страшилки;
- спит, укрываясь с головой, плотно закутавшись в одеяло;
- часто видит страшные сны, просыпается в холодном поту;
- упорно добивается чего-то, о чем никогда раньше не просил, например плотно задергивать шторы или оставлять включенным свет, когда ложится спать;
- отказывается от прогулок;
- напряжен, вздрагивает, боится оставаться один.
Как помочь ребенку справиться со страхами
Страх, поселившийся в ребенке, может тормозить развитие его эмоционально-волевой сферы, способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройству сна и речи. Чтобы помочь ребенку избежать травмирующих ситуаций, нужно понять причины его возникновения.
- Вызовите ребенка на разговор и внимательно слушайте все, о чем он вам говорит. Даже если что-то покажется вам глупостью, например, рассказанная страшилка, не перебивайте его словами о том, что это полная чепуха.
- Нарисуйте вместе с ребенком его страх. Затем смешно разрисуйте и раскрасьте его. А потом и вовсе вместе с ребенком можно мелко порезать картинку и выбросить в мусор.
- Не провоцируйте страхи ребенка своими страхами и тревогой. Дети чувствительны и легко заражаются эмоцией страха.
- Постарайтесь, чтобы ребенок не присутствовал в комнате, когда вы смотрите боевики или ужасы.
- Не обманывайте ребенка. Всегда говорите ему правду, находите нужные для этого слова. Обман формирует в нем чувство одиночества и недоверия к миру.
- Не высмеивайте ребенка, если он чего-то боится. Будьте ему верным и понимающим другом. Тогда он расскажет вам о своих страхах, а вместе вы обязательно с ними справитесь.
- Воспитанию устойчивости к страху способствует проигрывание с ребенком этюдов на бурное выражение чувства страха. Но этот метод следует применять осторожно. Дети должны понимать, что они боятся понарошку.
Если вам не удается понять причины детского страха, если вы не можете с ним справиться самостоятельно, обязательно обратитесь к психологу.
Каждый из нас в детстве играл в песочнице, строил замки из песка на берегу у моря или реки. Да и сейчас, попадая на пляж, где есть песочек, мы обязательно норовим что-то начертить на нем или просто пересыпаем из ладошки в ладошку. Песок - загадочный материал, он завораживает своей податливостью, способностью принимать любые формы и, оказывается, может многое поведать о нашем внутреннем мире. О методе песочной терапии рассказывает психолог.
Каждый родитель не раз наблюдал, как дети самозабвенно играют в песочнице - постоянно насыпают и пересыпают, делают «куличики», и даже строят целые города. Но в песочнице можно не просто играть. Психологи используют метод песочной терапии в работе с детьми для решения целого ряда проблем.
Помогите ему вырасти
Песок можно использовать для обучения ребенка, развития его творческих способностей, С помощью песка можно привить ребенку множество навыков и даже успешно бороться с нарушением речи и мышления. Некоторые приемы родители могут освоить самостоятельно и применять их для занятий с детьми.
Развитие мелкой моторики рук и осязания. Ребенок может оставлять отпечатки рук на мокром песке, водить по нему ладонями и внешней стороной кисти, «рисуя» зигзаги и круги. Вариант: проделать то же, поставив ладонь ребром. Ребенок с радостью согласится изображать на песке различные узоры и следы знакомых и фантастических зверей. Можно «шагать» пальцами, «печатать но клавиатуре». На первый взгляд, это обычные игры, но и они помогают развитию ребенка. Часто родители и сами не прочь так поиграть, это даже может помочь, если ребенок по какой-то причине боится или стесняется подойти к песочнице. Обсуждайте с ним его ощущения.
Развитие фантазии. Развивать детскую фантазию можно с помощью такого упражнения: закопать в песке игрушку, ребенок должен ее найти. Откапывая предмет по частям, он может догадываться, что же все-таки спрятано. Попробуйте загадать загадку, ответ на которую ребенок либо найдет в песке, либо напишет на поверхности. Этот метод работает и для навыка различения цветов, счета: в песок зарывают много разноцветных фишек (вполне подойдут и крышки от любимой вашим чадом газировки), ребенок откапывает их, сортирует по цветам, считает.
Ориентирование в пространстве. Так же просто научить детей ориентироваться в пространстве, объяснить им, что такое лево - право, верх-низ. Разделите песочницу на 9 равных частей, поставьте в центр фигурку или фишку и командуйте, например, «вверх - вправо». Ребенок должен передвигать предмет в соответствии с вашими указаниями. Чтобы усложнить игру, можно попросить его не двигать рукой фигурку, а мысленно представлять ее перемещение, при этом можно даже закрыть глаза, а потом указать место, где игрушка «остановилась».
Координация движений. Чтобы тренировать координацию, начертите на песке любую фигуру и попросите ребенка аккуратно заштриховать ее - так, чтобы ни одна линия не вылезла за контуры рисунка. Не получилось с первого раза? Нарисованное на песке легко стирается.
Картины, созданные малышом на песке, пригодятся и для развития речи. Он быстро научится составлять связный рассказ или описание, объясняя, что изобразил в песочнице.
Нескучное домашнее задание. На песок можно переносить и обычные школьные задания. Чертите вместе с ребенком геометрические фигуры, решайте задачи по математике, пишите диктанты со словами и элементами букв (это поможет писать грамотно и красиво). Дети охотнее работают на песке, чем на бумаге: она напоминает им о школе и ее скучных занятиях. Гораздо интереснее и проще, когда можно все потрогать, да и ошибки на песке можно легко исправить.
Как правило, дети сами с удовольствием начинают игру, но если ребенок высказывает сомнение, не принуждайте его. Чтобы заинтересовать, начните сами что-нибудь строить или рисовать в песочнице. Играя в песочнице, также стоит учитывать особенности ребенка. Напряженным, тревожным, гиперактивным детям приятнее работать с влажным песком: сухой рассыпается, и это может их раздражать.
Откровенность без слов
Внутренний мир ребенка подчас драматичен, у него существуют проблемы, которые он не может решить самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Но в отличие от нас дети не всегда могут словами выразить свое внутреннее беспокойство. Маленький ребенок попросту не способен воплотить свои чувства и мысли в слова. С подростками и того сложнее: они довольно замкнуты и неохотно впускают «чужаков» в свой внутренний мир. Для диагностики детской проблемы психологи используют метод песочной терапии. Достоинство метода заключается в том, что он позволяет понять ребенка и при этом не лезть ему в душу.
Игра - это самый естественный для ребенка способ выразить свои переживания. Причем способ привычный и хорошо знакомый. Во время игры ребенок выносит свой внутренний мир во внешний и обыгрывает его. В небольшом песочном пространстве ребенок создает мир, в котором он - единственный Хозяин и Творец. И этот мир может рассказать о нем гораздо больше, чем слова. В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных персонажей: реальных и сказочных, добрых и злых; животных, растений, автомобили, домашнюю утварь и многие другие предметы, из которых он выбирает те, что притягивают его или, наоборот, пугают или отталкивают. С помощью этих фигурок на песке ребенок создает свой собственный мир. Причем каждая фигурка появляется в детской композиции не случайно. Она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства. Переживания, тревоги, конфликты, надежды ребенка обретают зримую форму для психолога.
Игра с песком в кабинете психолога позволяет ребенку не только «высказать» свои проблемы, но и научиться с ними справляться. Психологи успешно применяют метод пескотерапии для решения целого ряда детских проблем: трудности в общении, взаимоотношения детей и родителей, кризисные ситуации (переезд, развод и т. д.), психологические травмы, страхи, проблемы поведения ребенка, в том числе агрессивность.