Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ОВЗ и инвалидов
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ОВЗ и инвалидов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус ОВЗ в дошкольном возрасте дает:
- Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях образовательной организации;
- Право на особый подход со стороны воспитателей и узких специалистов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
- Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;
- Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.
При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Реализуемые образовательные программы в 2023-2024 учебном году:
- АООП для детей с ТНР - 1 программа
- АООП для детей с ЗПР – 1 программа
- АОП 80 программ, из них:
- АОП для детей с ЗПР – 20 программ
- АОП для детей с ТНР - 57 программ
- АОП для детей с нарушением интеллекта – 2 программы
- АОП для детей с НОДА – 1 программа
- В ДОУ зачислено 146 детей с ОВЗ, 6 дети-инвалиды
В ДОУ функционируют специально оборудованные учебные кабинеты:
№ |
Название |
Количество |
Общая площадь, м2 |
1 |
Кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда |
3 |
24,37 кв.м |
2 |
Кабинет учителя-дефектолога |
1 |
12,04 кв.м |
3 |
Кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната) |
1 |
5,68 кв.м |
4 |
Кабинет песочной терапии |
1 |
5,62 кв.м |
В кабинетах узких специалистов для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ имеются: детский компьютер с развивающими играми, балансировочная доска, подвесной теннисный мяч, балансировочная палка, мешочки с крупами, мячи различных диаметров, фитбол, шатер из плотной ткани с мягкими подушками, игрушки – антистрессы и световое оборудование, ковер «Классики» с нанесенными на нем цифрами; цветное полотно-парашют; полотно-сетка, фетровое панно со съёмными фетровыми элементами, столы, зеркала для занятий, специальные инструменты для постановки звуков, дыхательные тренажеры, различные коррекционные и дидактические пособия, коррекционно-методическая литература и игры, балансиры.
Кабинет педагога-психолога оборудован мягким ковром, комплектами игрушек, инвентарём для творчества и развивающими пособиями для коррекционных занятий с воспитанниками, в том числе приспособленными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты для проведения практических занятий: Объекты для проведения практических занятий — это оборудованные в групповых уголки с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью, дидактическими играми и пособиями.
Помещения служат для создания необходимых максимально комфортных условий для развития личности, повышения качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ и полноценного осуществления образовательной деятельности.
№ |
Название |
Количество |
Общая площадь, м2 |
1 |
Музыкальный зал |
1 |
75,47 кв.м |
2 |
Физкультурный зал |
3 |
224,09 кв.м |
3 |
Групповые помещения |
21 |
1847,42 кв.м |
4 |
Сенсорная комната |
1 |
5,68 кв.м |
- Музыкальный зал оснащен музыкальными играми и пособиями, костюмами и атрибутами, детскими музыкальными инструментами, фортепиано, музыкальным центром, мультимедийной установкой, которые применяются при организации музыкальных занятий с воспитанниками, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- В физкультурных залах имеются разнообразный спортивный инвентарь (массажные дорожки, мячи разных диаметров, обручи, канат, самокаты, гимнастические скамейки, шведские стенки, комплекты для организации подвижных игр и многое другое), который предназначен для использования при организации педагогического процесса с воспитанниками, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- В сенсорной комнате расположены световой стол с песком, сухой бассейн, подвесной гамак, мягкие игрушки и подушки в том числе антистрессовые, фактурная стена с изображением объёмного слона, мультимедийное оборудование, световое оборудование, магнитная доска с набором геометрических фигур и обозначениями эмоций, ящик с различными пуговицами, наборы дидактических игрушек и игр;
- Комната песочной терапии: песочницы с кинетическим и кварцевым песком, кадушки с крупами, наборы разноцветных камней, мелких игрушек, формочек.
- В групповых комнатах имеется оснащение и оборудование для работы с детьми с ОВЗ: индивидуальная мебель, доска-режим, чек-листы, алгоритмы действий, развивающие модули, предназначенные для развития внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного и цветового восприятия, развития сенсомоторных навыков, начальных математических представлений. Имеются тактильно-дидактические модули, ортопедические дорожки. В группах оборудованы полки с дидактическим набором игрушек для сенсорного развития. В каждой группе оборудованы уголки уединения.
Все помещения, где занимаются дети, соответствуют их функциональному назначению и эстетическим требованиям. Оформление интерьера здания, коридоров, лестничных площадок и дополнительных помещений МДОБУ осуществляется с учетом требований эстетики.
В этих помещениях проводится непосредственно-образовательная деятельность и предоставляются образовательные услуги для детей с ОВЗ. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Сведения о наличии библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотека в ДОУ не является структурным подразделением. Учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия находятся в методическом кабинете. Методический кабинет укомплектован методической и детской литературой, дидактическими пособиями и демонстрационными материалами, картинами, аудио, видеоматериалами, мультимедийным оборудованием. Имеется подписка на периодическую печать.
В каждой группе имеется мини-библиотека, сочетающая в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки, используемые для работы, в том числе с детьми с ОВЗ.
На площадях внутри ДОУ оформлены развивающие зоны для уединения и работы с детьми с ОВЗ: коврограф, доска для рисования, библиотека, уголок русской избы.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики, в том числе с детьми с ОВЗ, в ДОУ имеется физкультурный зал, оснащенный спортивными комплексами, различными тренажерами, крупными модулями, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, дугами, мячами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием.
На территории Учреждения оборудованы:
- физкультурная площадка для занятий и подвижных игр;
- тропа здоровья.
Средства обучения в ДОУ:
— печатные (методическая литература и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
— электронные образовательные ресурсы (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
— наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
— спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
В учреждении создана современная информационно-техническая база для работы сотрудников.
Учреждение укомплектовано следующим информационно-техническим оборудованием:
5 персональными компьютерами;
6 принтеров с копировальной системой и сканером;
3 ноутбука;
1 мультимедийная установка;
1 музыкальный центр;
2 магнитофона.
Учреждение имеет выход в Интернет, сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих, электронную почту, телефонную связь.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях, в том числе в работе с детьми с ОВЗ.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ:
МБДОУ № 29 двухэтажное кирпичное здание, введенное в эксплуатацию в 2015 году. Центральный вход оснащен нескользящим покрытием, пандусом, перилами, имеется лифт, санузел для людей с ОВЗ оснащен кнопкой вызова, оформлена система навигации для инвалидов по зрению.
В учреждении имеется «тревожная кнопка», система пожарной сигнализации, дымовые вещатели.
Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:
Создание отдельного меню не практикуется. МБДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак – фрукты, сок, обед, полдник, ужин). Объем пищи и выход блюд строго соответствует возрасту ребенка.
Питание в учреждении осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим учреждения.
В ДОУ питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на своем пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. В пищеблоке обеспечена электробезопасность, исправно работает все оборудование.
На основе примерного 10-дневного меню ежедневно, на следующий день составляется меню-требование и утверждается заведующим учреждения. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет меню – требование составляется отдельно.
При этом учитываются:
— среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;
— объем блюд для этих групп;
— нормы физиологических потребностей;
— нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов;
— выход готовых блюд;
— нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;
— данные о химическом составе блюд;
— требования Роспотребнадзора в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания, отравления.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают питание на общих условиях.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ:
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В Учреждении созданы безопасные условия пребывания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения безопасности обучающихся установлены:
- тревожная кнопка для экстренных вызовов;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- на дверь основного входа в здание установлена система контроля и управления доступом в здание.
Разработан паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
Основные направления охраны здоровья воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья:
— организация питания обучающихся;
— определение оптимальной нагрузки при организации НОД;
— пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
— организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
— обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Учреждении;
— профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется медицинской сестрой; врачом-педиатром, которая работает в детском саду по понедельникам и четвергам и осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
В ДОУ функционирует медицинский кабинет, оснащенный согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям: имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовой коллектив ДОУ ежегодно проходит профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками с ОВЗ организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в адаптированную основную образовательную программу учреждения.
В ДОУ разработаны и утверждены заведующим:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, в том числе воспитанников с ОВЗ. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- расписание образовательной деятельности для каждой возрастной группы детей. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после дневного сна, гигиенические процедуры.
Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям. Помещения имеют естественное освещение, искусственное освещение поддерживается люминисцентными, светодиодными светильниками. Мебель в групповых помещениях и кабинетах узких специалистов соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, её расстановка соответствует росто-возрастными особенностями обучающихся.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Воспитанники МБДОУ «Детский сад № 29» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В МБДОУ «Детский сад № 29» имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, компьютер) — в музыкальном зале;
- ноутбук – в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога;
- магнитофоны, колонки (в возрастных группах).
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Сведения о педагогических работниках В образовательной организации 61 педагогический работник.
С детьми с ОВЗ работает 50 педагогов (кроме специалистов ППС: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).
40 педагогических работников имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца за последние 3 года.
Специалисты сопровождения: Педагог-психолог-2, учитель-логопед- 5, учитель-дефектолог-2.
Всего 9 специалистов ППС, работающих в ДОУ.
2 ассистента, оказывающих техническую помощь обучающимся.